Выбрать страницу

Нехватка кадров в отечественной отрасли информационных технологий началась не сегодня: еще в феврале прошлого года Евгений Кисляков, занимавший кресло заместителя министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, привел данные, что стране не хватает от 500 тыс. до 1 млн IT-специалистов.

Кадровый вопрос: от дефицита к острому голоду

Молодые отечественные специалисты буквально грезили работой в ИТ. По данным агентства Outside Digital, каждый третий россиянин, задумываясь о смене деятельности, хотел бы найти себе применение именно в сфере информационных технологий. Основная причина – высокий уровень зарплат. Так, согласно докладу Росстата «Социально-экономическое положение России», в апреле 2021 года среднемесячная номинальная зарплата в РФ составила 56,6 тыс. рублей.

Для сравнения: по данным портала «Хабр Карьера», во втором полугодии 2021 года медианная зарплата айтишника составила 140 тыс. рублей. В частности, в Москве – 191 тыс., в Санкт-Петербурге – 165 тыс., а в остальных регионах – в пределах 130 тыс. рублей.

При этом 80% россиян, занятость которых так или иначе связана с ИТ, хотели бы работать на иностранные фирмы, для чего готовы были сменить место жительства либо работать в удаленном режиме. Таковы итоги исследования консалтинговой компании Boston Consulting Group, обнародованные в ноябре 2021 года.

Ежегодно, по разным данным, из России в другие страны уезжали порядка 300 тыс. человек. Оценить, сколько в их числе IT-специалистов, сложно, пишут эксперты, но приблизительно в пределах 15–20 тыс. По оценке президента ГК InfoWatch Натальи Касперской, в 2020-2021 гг. подобные планы вынашивали от 10 тыс. до 15 тыс. российских айтишников – в основном из-за ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19.

Начавшаяся 24 февраля спецоперация на Украине и, как следствие, резкое снижение курса рубля, а также уход с российского рынка ряда иностранных IT-компаний не просто усилили этот отток, но превратили его в массовый исход. Как сообщает Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), только в феврале-марте из России уехали 50-70 тыс. специалистов, а еще как минимум 70-100 тыс. сидят пока на чемоданах – их сдерживают подскочившие цены на билеты и жилье. Но вторая волна точно будет в апреле, заявлял глава РАЭК Сергей Плуготаренко в рамках заседания «Развитие IT-отрасли в условиях санкций» в ГД РФ. IT-мигранты рассматривают переезд в Турцию, Грузию, Кипр, Черногорию, Литву и США.

Бегут, в основном, молодые айтишники с «тонкой душевной организацией», комментирует Наталья Касперская. Они во многом связаны с Западом, работали на западном «железе», и слом системы приводит их в трепет, считает она. Но, по ее наблюдениям, многие из переехавших пока не уволились. Иными словами, есть вероятность, что они передумают и вернутся.

Господдержка как мера против IT-миграции

Государство, напрямую заинтересованное остановить массовую миграцию IT-специалистов и предупредить серьезный кадровый кризис, в срочном порядке разработало целый перечень экстренных мер. Так, 2 марта Президент РФ Владимир Путин подписал Указ № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации». Перечисленные в нем преференции касаются как самих компаний, так и непосредственно специалистов. Вот некоторые из них:

• На три ближайших года (до 31 декабря 2024) организации освободят от уплаты налога на прибыль.

• Перспективные отечественные разработки получат гранты из средств федерального бюджета.

• Для обеспечения текущей работы IT-компании смогут брать кредиты по льготной ставке, не превышающей 3%.

• ИП, предприятия малого и среднего бизнеса IT-отрасли освободят от налогового, валютного и других видов государственного и муниципального контроля на срок до трех лет.

• И наконец, процедура найма иностранных специалистов в российские IT-компании будет упрощена. Если такому специалисту нужна виза для въезда в РФ на срок действия трудового договора, МИД будет выдавать многократную рабочую визу. При заключении трудового договора с аккредитованной IT-компанией также может быть выдан вид на жительство без получения разрешения на временное проживание как самому иностранному IT-специалисту, так и членам его семьи.

Трудно предугадать, последуют ли за этим приток в российские компании IT-специалистов из стран с более низкими расценками на их труд (например, из Индии) или расширение аутсорсингового сотрудничества с ними.

Грантовую поддержку увеличат в несколько раз за счет Резервного фонда России

В разработанном Минцифры законопроекте, направленном в середине марта на рассмотрение в кабмин, объем такой поддержки в 2022 году должен увеличиться в несколько раз – до 14 млрд рублей. Распределять эти средства в виде грантов будут уполномоченные на это Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере («фонд Бортника»), Фонд развития центра разработки и коммерциализации новых технологий («Сколково») и Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ).

Так, фонду, идеологом создания и первым генеральным директором которого был профессор Иван Михайлович Бортник, предстоит распределить 2 млрд рублей на поддержку в сфере цифровых решений, «Сколково» – 1,2 млрд рублей на сглаживание последствий санкционных мер в отношении России, а РФРИТ придется распределить 10,8 млрд рублей. Выделение грантов будет согласовываться с оперативным штабом Минцифры по мониторингу состояния российских организаций IT-отрасли в целях обеспечения их устойчивого функционирования в условиях введенных Западом санкций.

Долю государства в софинансировании грантовой поддержки предлагается увеличить с 50 до 80%, и еще 20% должна будет обеспечить сама IT-компания. Максимальный размер гранта планируется увеличить до 500 млн рублей. Новые правила выдачи грантов предусматривают также финансирование маркетинговых компаний по рекламе продукта.

На портале «Госуслуги» Минцифры запустило инструмент для подачи заявок на грант, и за несколько недель туда обратилось 1300 компаний. В приоритете проекты по импортозамещению: софт, сервисы финтеха, ed-tech и др.