Гибридный режим работы давно уже стал регулярной практикой во всем мире, в том числе и в нашей стране. Какую-то часть времени сотрудники организаций работают из дома или любой удобной для них локации (кафе, коворкинга, парка в теплое время года), а офис посещают лишь в оговоренные с работодателем дни и часы либо при необходимости очной встречи и коллегами и клиентами. С одной стороны, это способствует безопасности, поскольку снижает риск заражения коронавирусом. Не будем забывать о том, что пандемия никуда не делать, ковид стал менее опасен, особенно для вакцинированных, однако заболевание все равно способно выбить работника из седла на срок от нескольких дней до пары недель, а то и больше. Причем если заболеет один сотрудник подразделения, то велик риск заразиться от него и всем остальным, особенно когда все они работают в открытом офисном пространстве. Ни один работодатель не хотел бы, чтобы болезнь выкашивала целые отделы и департаменты, поэтому готов сделать все необходимое, сводя этот риск к минимуму.
С другой стороны, гибридный режим полезен и самим работникам. При полной дистанционной работе сотрудники находятся в отрыве от коллектива, видя своего руководителя и коллег только на экране монитора. Такие условия не способствуют мобилизации всех сил для выполнения поставленных задач. Не будем говорить о «стадном» эффекте, но отметим, что рядом сидящие и усердно трудящиеся коллеги мотивируют не меньше, чем обещанная премия или прибавка к окладу за успешное выполнение работы. Гибридный режим также снижает риск профессионального выгорания сотрудников, что тоже очень важно.
За прошедшие два года гибридный режим прошел серьезный эволюционный путь, начавшись как острая необходимость быстрого перевода персонала на надомную работу, он во многих компаниях превратился в стандарт де-факто. За это время организации подготовили соответствующие регламенты, выбрали и внедрили необходимые инструменты, а также приняли меры по обеспечению информационной безопасности в новых условиях.
Развитие гибридного режима
«Изначально слова «гибрид» не существовало: мы все перешли на удаленный режим работы, потому что в офисе находиться было нельзя, — рассказывает Николай Петренко, менеджер по продвижению решений для совместной работы компании Cisco в России. — А когда пришло понимание, что это надолго, и появилось понятие «гибридная работа». И сейчас происходит адаптация, настройка платформ, формирование навыков менеджеров, принятие этой модели владельцами бизнеса, топ-менеджерами, которые не сразу были готовы перестраивать бизнес-процессы, поскольку в некоторых компаниях это связано с личными представлениями руководства о методах управления персоналом. Кроме того, многое зависит от традиций и корпоративной культуры компании. Важно, чтобы все участники процесса нормально относились к тому, что сегодня сотрудник работает в офисе, а завтра из дома, и это не значит, что он уклоняется от своих обязанностей. Постепенно компании учатся распределять затраты во времени на модернизацию инфраструктуры и сервисов, на использование облаков — это эволюционный процесс, который сильно ускорился из-за пандемии».