Выбрать страницу

Одним из главных трендов последнего времени в ИТ-сфере стали low-code-платформы. Возникли эти технологии не вчера — разработки, направленные на минимальное использование традиционного кодинга, ведутся более 10 лет, а сам термин стал употребляться с 2014 года. Но именно сейчас наблюдается всплеск интереса к low-code и рост спроса на подобные решения.

Еще несколько лет назад low-code-платформы использовались только для создания прототипа продукта, а сегодня они позволяют реализовывать сложные проекты до стадии масштабирования. Таким образом, переходить на классическую разработку нужно только в случае подтверждения гипотез, когда проект уже приносит прибыль. По мнению аналитиков Gartner, к 2024 году более 65% задач по разработке приложений будут выполняться с помощью инструментов low-code. Причин для такой востребованности несколько. Самая очевидная из них — изменившийся подход к реализации ИT-проектов. Вместо детальной проработки ставка делается на оперативность. Компании хотят запускать приложения за пару месяцев, ведь через год рынок может измениться настолько, что система уже станет неактуальной. А low-code-платформы благодаря автоматизации некоторых процессов позволяют почти в 10 раз по сравнению с традиционными методами повышать скорость разработки.

Когда не хватает рук

Не следует забывать и о том, что у крупных игроков рынка вопросы автоматизация бизнес-процессов решают полноценные ИT-отделы. Представители СМБ не всегда могут позволить себе штат специалистов. Но этот сегмент продолжает активно развиваться, а потому более дешевые и универсальные технологии low-code становятся все более востребованными его представителями.

Впрочем, нехватка специалистов — проблема не только для СМБ.

«В последние годы стремительно растет число запросов со стороны бизнеса на цифровую трансформацию. ИТ-департаменты не справляются с такой нагрузкой. Специалистов всегда не хватало, но сейчас в отрасли настоящий кадровый голод: по разным оценкам, на рынке не хватает от 500 тысяч до миллиона разработчиков, и это не предел, — отмечает Роман Приходченко, Dynamics 365 & Power Platform Lead компании Navicon. — Найти квалифицированные кадры сложно, а их работа теперь стоит дороже. Low-code-инструменты не требуют от пользователей продвинутых технических навыков и благодаря этому помогают частично решить проблему нехватки профессиональных разработчиков».

К этому добавляется и отток ИT-специалистов из России на фоне изменений международной обстановки. Данные о количестве уехавших разнятся, как и мнения о вероятности их возвращении. Однако это в любом случае усиливает дефицит квалифицированных кадров. И в таких условиях обратиться к low-code кажется как минимум разумным, если помнить о человеческом факторе.

«Внедрение low-code не требует работы большого количества высококлассных программистов, и часть работ выполняют предметные специалисты, — признает Владимир Андреев, президент компании «ДоксВижн». — Но при этом нужны усилия по повышению лояльности персонала к работе с платформой. Бывает, что опытные программисты идут против нововведения и гарантируют реализацию «подобного решения» самостоятельно с более высоким качеством, но доведение такого рода проектов до необходимых кондиций крайне маловероятно».

Решение с ограниченными возможностями

Объективные плюсы, растущий спрос и широкое обсуждение на профильных конференциях формирует мнение о low-code как об абсолютно универсальном инструменте, который доступен всем. Но на деле все не так просто.

«Возможности low-code-платформ ограничены. На них нельзя сделать нестандартную кастомизацию, сложный интерфейс сайта или приложения. Набор low-code-модулей подходит именно для создания быстрых решений. И пока это самый простой способ цифровизации бизнеса», — полагает Роман Приходченко.

С этим согласен и Сергей Чиннов, основатель студии разработки и интернет-маркетинга CLOUDUNIT: «Low-code не подойдет для масштабирования и автоматизации. Например, в ретейле, особенно в продуктовой части, огромное количество ассортимента, много задач по обновлению информации и интеграциям с различными системами, собрать полноценно работающую систему на low-code невозможно».

«Low-code может решить типовую бизнес-задачу. Конечно, теоретически можно «собрать из кубиков» любое решение. Но будет ли оно хорошо работать? Как правило, нет. Всё потому что у каждого заказчика — свои специфические бизнес-процессы, свои «боли». Простого универсального решения, которое удовлетворит все его запросы, не существует. К каждому бизнесу нужен индивидуальный подход, — считает Андрей Когунь, директор по технологическому развитию ИТ-компании Croc Code. — Приведу пример. Допустим, документооборот компании состоит из входящей и исходящей корреспонденции, а также простых процессов по внутренним согласованиям и поручениям. С этим low-code справится. Но как только появляются специфические документы, которые требуется отправить в определенные дни, или, к примеру, нужна интеграция с внутренними справочниками, тут уже без кастомизации не обойтись. Получается, что интеграция и внедрение low-code-решения обходятся гораздо дороже и происходят дольше, чем полноценная разработка решения с нуля. Поэтому использование подобных решений для крупных компаний попросту невыгодно».

Новичкам тут не место

Некоторые компании уже готовы переводить на low-code сотрудников и даже целые отделы, которые прежде не имели отношения к разработке вовсе. Аналитики Gartner полагают, что к 2024 году около 80% технологических продуктов будут создавать «неспециалисты». При этом планируется бросить ИТ-департамент на выполнение сложных и критичных задач — рутина не для специалистов. А «новичков» будут консультировать и обучать чуть более опытные коллеги.

«Простота low-code мнимая. На самом деле использовать low-code не так просто. Нужно понимать алгоритмы, принципы построения и разработки приложений, иметь устойчивую техническую базу, как минимум на уровне студента старших курсов технических специальностей. То есть это доступно не каждому сотруднику. При работе с low-code программировать все-таки придется, хотя потребность в коде там и сведена к минимуму, — поясняет Дмитрий Голубовский, СЕО IT-компании TAGES. — Это миф, будто вы внедрите low-code-решения и вам больше не понадобятся разработчики. Low-code не панацея, а способ расширить емкость ваших ИT-команд и ускорить в несколько раз продуктовую разработку. Разработчики, в свою очередь, с помощью low-code могут быстрее создавать MVP и сконцентрироваться на более сложных архитектурных задачах».

При этом одного лишь приемлемого навыка программирования недостаточно, а успешное решение задачи здесь и сейчас может обернуться проблемами в будущем. «Конструктор облегчает работу, но не гарантирует, что вы не сделаете ошибок, — предупреждает Сергей Чиннов. — Если вы соберете свой ресурс неправильно и не учтете всех особенностей, проблемы возникнут в дальнейшем. Такое происходит достаточно часто. Пользователи применяют те блоки, которые им удобны сейчас, но не задумываются о том, как они будут работать в дальнейшем. Потери, которые могут возникнуть из-за нестабильной работы, гораздо выше денежных затрат на реализацию low-code-решений. Избежать проблем можно только при работе над проектом специалиста в данной области». Кроме того, неопытный пользователь может некорректно настроить ролевую модель доступа к информации, из-за чего возникнет утечка.

И даже опытные кодировщики нуждаются в некотором контроле, считает Роман Приходченко: «Если пустить процесс автоматизации на самотек и не управлять им централизованно, low-code-разработка может привести к созданию избыточного числа ИТ-инструментов в компании. А это лишь усложнит повседневную работу ее сотрудников».

Если же своих сотрудников с достаточной экспертизой нет, придется искать сторонних специалистов.

«Для разработки сложных сквозных процессов не рекомендуется вести проект самостоятельно Лучше использовать поддержку профессионального консультанта, иначе вы можете столкнуться с различными трудностями. Профессионалы могут снять с вас не только проблему написания кода, но и проработать пользовательский интерфейс и дизайн, продумать архитектуру решения и обеспечить безопасность решения или приложения. Такой набор навыков обычно отсутствует у тех, кто только начал заниматься технологией», — уверяет Анатолий Инчеревский, руководитель направления Power Platform, компания «Ёлва».

Что же дальше?

Отдельно стоит разобрать вопрос безопасности при работе с low-code. Как правило, этот вопрос вместе с поддержкой платформ берет на себя вендор. Он обеспечивает механизмы защиты данных, и при грамотном разграничении доступа к данным технические риски минимальны. Но помимо этого есть еще и политический аспект.

Одним из важных векторов развития российской ИT-сферы остается импортозамещение. И в этой области low-code, по заверениям Дмитрия Голубовского, пришелся кстати: «За последний год 70% загрузки нашей команды — это использование low-code для замещения импортного программного обеспечения отечественным. Таким образом, перспективы и практика использования здесь весьма значительные». А вот сами low-code-инструменты заменить пока нечем. «Несмотря на развитие ИT-отрасли, российские low-code-инструменты пока не готовы на сто процентов заменить функциональность зарубежных аналогов, — констатирует Тимофей Зайцев, эксперт ГК «КОРУС Консалтинг». — Целенаправленных драйверов и поддержки государством именно этого направления нет, но возможно, софинансирование российского ПО и гранты смогут поменять ситуацию. Тем не менее на реальные изменения на рынке понадобится время».

Специалисты считают активное развитие облаков одним из драйверов роста популярности low-code, ведь такие инструменты доступнее традиционных «коробочных» решений. Но у этого есть и оборотная сторона. «Минус low-code-решений заключается в том, что 95% из этих инструментов облачные, и их серверы расположены вне территории России, — напоминает Тимофей Зайцев. — Поэтому помимо привычного вопроса соответствия 152-ФЗ также появляются дополнительные риски отключения ПО, связанные с развитием внешнеполитической ситуации. Большинство ИT-стартапов, разрабатывающих low-code-платформы, зарегистрировано вне РФ и нацелено на зарубежный рынок. Те, чьи офисы располагались в России, сейчас также релоцируются и объявляют об уходе с локального рынка. Но эти сервисы работают до тех пор, пока оплачен тариф. И пока проблем с использованием конкретных инструментов на практике не наблюдается».

Таким образом, в целом low-code-платформы оказываются вполне функциональным инструментом, если не ждать от них чудес, а осознанно применять для решения определенного спектра задач. Назвать революционным low-code пока нельзя — принципиальных изменений в отраслях он не обеспечит, хотя и поможет значительно сэкономить время. А использование таких инструментов может нести упомянутые риски для российских пользователей. Но, к слову, некоторые специалисты предлагают рассматривать low-code своего рода промежуточное решение в вопросе автоматизации и удешевления разработки: есть мнение, что в перспективе искусственный интеллект вытеснит low-code. Для успешного функционирования нужен будет квалифицированный оператор, дающий корректные задания. Такие ИИ-решения смогут быстро и эффективно обучаться, а масштабирование не будет слишком затратным.