О том, как такая модель вышла на первый план и каковы ее особенности, рассказывает Александр Тригуба, операционный директор «Мобиус Технологии».
Пандемия как катализатор
Любая инфраструктура, будь то облачная или локальная, нужна бизнесу, чтобы он мог решать повседневные задачи. В то же время каждая компания стремится найти свой эффективный баланс между стоимостью и получаемым набором ИТ-сервисов. Облачные решения можно взять в аренду у провайдера или развернуть на собственных мощностях, соблюдая баланс между надежностью и доступностью. Не секрет, что для обеспечения локальной инфраструктуры нужны собственные инженеры и специалисты, которые будут ее сопровождать, постоянно инвестировать в аппаратные решения, программное обеспечение и каналы связи. Если выбор сделан в пользу внешнего сервиса, то все бремя сопровождения и ответственности переносится на поставщика ИТ-сервисов. В каждом выбранном решении есть свои плюсы и минусы — непрерывной доступности, стабильности, производительности и безопасности.
Поскольку все организации разные, с разным масштабом деятельности, бизнес-задачами и финансовыми возможностями, не существует универсальной модели, которая смогла бы удовлетворить все потребности бизнеса. Для кого-то критично размещать все сервисы внутри и осознанно нести все издержки, а кто-то выбирает стратегию pay-as-you-go, когда можно арендовать «здесь и сейчас», сокращая затраты и осознанно принимая риски выбранного решения.
Найти оптимальный баланс позволяет гибридная модель, предусматривающая одновременное использование локальных и облачных вычислительных ресурсов. Внедрение гибридной ИТ-инфраструктуры дает организациям множество преимуществ: повышает устойчивость и гибкость бизнеса, улучшает процессы обслуживания клиентов, ускоряет тестирование и разработку новых продуктов.
Серьезный импульс к развитию гибридная модель получила во время пандемии. Нельзя сказать, что к ней не прибегали и раньше, но новые ограничения заставили посмотреть по-новому даже тех, кто привык к традиционному подходу и только начинал знакомиться с облачными решениями.
Многие применяли стратегию замещения и не стремились менять устоявшиеся архитектурные ИТ-решения, понимая, что управление гибридной ИТ-инфраструктурой — задача непростая. В подобных ситуациях подтолкнуть к смене решения могли только форс-мажорные обстоятельства. В данном случае пандемия и оказалась таким катализатором, который дал новый импульс развития цифровизации сервисов и услуг.
Из-за коронавирусных ограничений все были вынуждены уходить в онлайн, бизнес волей-неволей начал искать новые модели работы в новых условиях и новые способы взаимодействия с партнерами и сотрудниками. Те, кто не имел облачных сервисов, на ходу создавали с нуля свои или начинали использовать публичные. Масштабируя свои ресурсы в облако, бизнес стал строить гибридные структуры, создавая новые цифровые продукты для бизнеса.
К такому динамичному росту облачных сервисов никто не был готов, но со временем появилось понимание, что гибридная модель удобна и экономически оправдана даже без учета коронавирусных ограничений. Когда начали отменять ограничения, часть внешних сервисов вышла на новый уровень цифровизации, ярким примером стали ЭДО и EDI. От части облачных решений бизнес отказывался и переносил накопленный опыт во внутреннюю инфраструктуру, часть облачных сервисов интегрировала в свои корпоративные решения.
Благодаря пандемии многие невольно стали тестировщиками и архитекторами новых сервисов, накапливался клиентский опыт, цифровые решения появлялись с космической скоростью, началась конкурентная борьба между цифровыми поставщиками. Эти факторы позволили безболезненно нивелировать уход зарубежных облачных сервисов с российского рынка. Когда часть сервисов стала недоступной либо перешла в зону риска, бизнес быстро мигрировал на ранее протестированные или созданные локальные решения.
Сейчас практически любой бизнес использует гибридную инфраструктуру, состоящую из трех крупных сегментов: приватный (локальный) контур, внешние облачные решения и государственные цифровые сервисы.
Работа без ограничений
В любой инфраструктуре всегда возникает вопрос ограничений, и задаваться им необходимо еще на этапе ее проектирования и масштабирования. При выборе решения важно учитывать факторы роста бизнеса и оправданных инвестиций в ИТ, стараясь получить максимальную утилизацию в текущий момент и быть легко трансформируемым по запросам бизнеса, обеспечивая цифровую устойчивость по отношению к внешним штормам и вызовам.
Для многих пандемия стала проверкой цифровой устойчивости на прочность. Если ранее многие облачные решения работали бесперебойно, то с приходом крупных корпораций они просто-напросто упали, не выдержав нагрузки. Как следствие, их поставщики были вынуждены расширять мощности, искать новые архитектурные решения с динамическим управлением, позволяющие переживать разные пиковые нагрузки.
Проектируя архитектуру, лучше изначально заложить возможность масштабирования за счет облачных сервисов, позволяющих динамично управлять мощностью, сократить затраты, перенести часть сервисов или ресурсов вовне. Нужно также смоделировать пиковые нагрузки и протестировать планы действий для разных ситуаций.
При планировании или трансформации ИТ-инфраструктуры лучше привлечь технологический консалтинг, что позволит сократить время на разработку комплексного архитектурного решения и получить адаптированное решение под потребности конкретного бизнеса с учетом уже ранее накопленного опыта в похожих проектах, а также полную проектную смету и спецификацию. К тому же еще на этапе пилотного проекта можно протестировать спроектированное решение, провести нагрузочные испытания на мощностях партнера и пользоваться готовыми библиотеками решений технологического консалтинга, а не инвестировать в эксперимент.
Типичные ошибки при построении гибридной ИТ-инфраструктуры
Одна из типичных ошибок при построении гибридной инфраструктуры — слабая проработка интеграции локальных и облачных ресурсов. Как пример — падение производительности в рабочее время при репликации между средами и бизнес-приложениями, недостаточная пропускная способность каналов связи, низкая производительность в пиковые или сезонные нагрузки.
Вторая ошибка — публикация критичных сервисов в облачной части и отсутствие альтернативного обмена данными между сервисами. Часто в облаке публикуется бизнес-решение по ведению мастер-данных, и при недоступности облачного сервиса основные бизнес-приложения и процессы становятся недоступными.
Третья ошибка — это обеспечение доступности и защищенности внешнего сервиса от внешних факторов. Обычная DDos-атака может полностью парализовать бизнес, а банальная история с задержкой платежа способна остановить сервис.
Четвертая ошибка заключается в том, что часто при развертывании инфраструктуры забывают о старых приложениях и технологиях, имеющихся в компании. Их бывает трудно мигрировать в гибридную модель.
Еще одним слабым местом становится нехватка квалифицированных сотрудников для управления гибридными ИТ, а также отсутствие проработки безопасного доступа к критически важной информации с разделением прав доступа, наличие ограничений для подключений из определенного пула IP-адресов и т. д., но это уже отдельная большая тема.
В заключение можно сделать вывод, что гибридная ИТ-инфраструктура хорошо зарекомендовала себя в плане распределения пиковых нагрузок, быстрого разворачивания тестовых сред и экономии средств при нехватке собственных мощностей. Практика показала: чтобы корректно построить гибридную инфраструктуру, нужно провести предпроектное обследование, выявить основные бизнес-риски, согласовать с бизнесом SLA-сервисов, оценить все риски как при размещении локальных сервисов, так и при размещении их в облачных ресурсах.