Тем не менее команда энтузиастов, работающая только за счет добровольных пожертвований, из года в год доказывает совершенно обратное.
…К талантам нужно относиться предельно внимательно. Их нужно любить, холить и лелеять. Желательно также почаще интересоваться их самочувствием и заботливо кивать головой в ответ на их стенания о несовершенстве окружающей действительности.
Для этого есть несколько весьма веских причин.
Причина первая — эгоистичная. Если сделать правильную ставку, можно остаться в истории как лучший друг гениального художника или его муза (по умолчанию такая опция доступна для лиц женского пола). Возьмите, например, историю любви Галы и Сальвадора Дали. Конечно же, вряд ли русская эмигрантка Елена Дьяконова в момент встречи с молодым Сальвадором Дали просчитывала возможную выгоду от знакомства с ним, но факт остается фактом: именно она благодаря своей искренней вере в его талант и своей коммерческой хватке заставила общество принять и оценить эксцентричного художника.
Причина вторая — меценатство. Например, знакомство молодого Антонио Гауди и магната Эусеби Гуэля позволило одаренному архитектору реализовать многие из своих замыслов. Вполне вероятно, что не будь этой встречи, Гауди остался бы лишь в памяти пыльных архивов как строитель сугубо утилитарного здания рабочего кооператива Матаронина, и человечество никогда не увидело бы ни Parque Güell, ни Casa Batlló!
Причина третья — забота о личной безопасности. Творческие личности — натуры непостоянные, и кто знает, какая «неординарная» мысль овладеет ими в следующий момент. И, что намного важнее, как это озарение отразится на окружающих. Известный пример такого «непризнанного гения» навсегда остался в самых мрачных страницах истории ХХ века, но он настолько отвратителен, что писать о нем нет никакого желания.
Не секрет, что мировое Linux-сообщество очень часто опережает развитие общества в целом. Новые формы распространения и коммерческой продажи продукта, новые принципы монетизации своих знаний, да что там говорить — новые модели взаимодействия и общения между людьми «большой бизнес» часто заимствует именно оттуда. Было бы удивительно, если бы пользователи Linux не нашли четвертую причину для поддержки нестандартных идей. Сама причина стара как мир и в то же время настолько непривычна для «нормальных» людей, что зачастую вызывает у них неподдельный ступор.
Итак, причина четвертая — поддержи человека, просто потому что ты можешь. Потому что есть возможность быть полезным другим. Без требований, без договоров с мелким шрифтом, без обязательств продать душу и тело, если что-то пойдет не так. Жизнь сама определит, кто гений, а кто обычная посредственность.
В каком-то смысле проект графического редактора Krita соответствует такой философии. Сама программа создана людьми, которым не хватало инструментария проприетарных платных программ, как, впрочем, и денег на оплату ежемесячных лицензий. Использовать ее может любой желающий, поскольку Krita находится под лицензией GNU GPLv3. Те, кто имеет возможность и желание помочь проекту, могут зайти на страничку https://krita.org/en/support-us/donations/# и пожертвовать любую сумму. Не исключено, что именно такой подход и привел к сегодняшней ситуации, когда в Интернете вполне серьезно выбирают между бесплатным Krita или недешевым Photoshop 2021.
Конечно, подобное сравнение выглядит достаточно самонадеянно, но жизненный опыт подтверждает: именно самонадеянность и отсутствие авторитетов помогает молодым и амбициозным проектам в борьбе за место под солнцем. Так что давайте разбираться, чем же так хорош Krita и кому он будет полезен?
Большое преимущество Krita — кросс-платформенность. Вы можете начать работать с ним в Linux, безболезненно перенести свой проект в macOS и при необходимости закончить его в Windows. Очень большим плюсом для желающих начать работу в Krita будет весьма простой и логичный интерфейс.
Редактор может работать непосредственно с PSD-файлами, без необходимости конвертации в промежуточный формат. Кроме того, профессионалам будет полезна информация о поддержке графических планшетов. На этой странице https://docs.krita.org/en/reference_manual/list_supported_tablets.html#list-supported-tablets
есть перечень поддерживаемых устройств. Из их множества отдельной строкой выделяются профессиональные планшеты Wacom — все они отмечены как рекомендованные к применению.
Очень важная опция — неразрушающее редактирование. Благодаря тому что Krita умеет работать со слоями, в программе можно добавлять различные маски и объединять слои, не затрагивая изначальное изображение. Если вам интересно посмотреть работу со слоями в реальном времени, рекомендую вот это видео. https://www.youtube.com/watch?v=YrkkwKuX71E
Кстати, вероятнее всего, оно также создано в Krita. Просто потому что здесь предусмотрена возможность создания анимации. Для этого имеется отдельное рабочее пространство, которое значительно упрощает реализацию подобных роликов. Если вы обратили внимание, последний скриншот как раз и показывает интерфейс рабочего пространства для создания анимации.
Работа с RGB и CMYK. Тем, кто работает в сфере печатных изданий и полиграфии, просто необходима корректная работа с цветовой моделью рабочего пространства CMYK. Krita предоставляет такую возможность.
Несмотря на то что Krita позиционируется как редактор растровой графики, в нем доступно создание и редактирование векторных элементов изображения.
И конечно же, в нем есть инструмент для вставки текстовых элементов, с огромной базой предустановленных шрифтов.
Общее удобство рабочего пространства и продуманность интерфейса может дать фору любому, даже самому-самому известному графическому редактору.
Нужно сказать, что Krita нельзя рассматривать как идеальный инструмент на все случаи жизни. Взять, к примеру, редактирование фотографий. Да, в программе есть множество средств для корректировки и ретуши изображений. Но если вам необходимо открыть RAW, лучше это сделать в стороннем приложении. Скажем, использовать для этого Darktable. https://www.it-world.ru/tech/practice/153948.html
Платные пакеты, такие как Photoshop 2021 или PaintShop Pro 2021, имеют неоспоримые преимущества перед Krita. В основном эти плюсы заметны при использовании облачных сервисов либо комплекса программ от одного разработчика. Хорошая совместимость приложений становится приоритетом для многих пользователей. На руку коммерческим продуктам играет и наличие технической поддержки. Да и отделы маркетинга таких больших корпораций недаром едят свой хлеб. Интенсивная направленная реклама делает свое дело, и большинство из нас даже не знает о каких-либо альтернативах платным продуктам.
Тем не менее на стороне свободных продуктов, таких как Krita, находится энтузиазм, желание сделать мир лучше и не ограниченный рамками коммерции свободный полет мысли. Необычные приемы и находки свободного ПО уже не раз заимствовались коммерческими продуктами и преподносились как эксклюзивные собственные разработки.
Одна из таких неординарных находок в Krita — палитра художника. Она вызывается кликом правой кнопкой мыши в рабочем пространстве и позволяет настроить быстрый и удобный доступ к наиболее часто используемым кистям и выбору их цвета.
Кстати, довольно интересно, есть ли что-либо подобное в коммерческих продуктах? И если нет, то скоро ли они нас порадуют новыми «революционными интерфейсами»?
…После озвучивания таких крамольных мыслей, мой инстинкт самосохранения подсказывает, что лучше вернуться к менее острым темам. И раз уж мы начали статью с разговора о творческих личностях и упоминали в основном художников, а я твердо убежден что Гауди был в первую очередь художником и лишь потом архитектором, то и закончить нужно этой темой.
Так вот, Krita идеальный инструмент для творческих людей — иллюстраторов, производителей комиксов и, возможно, мультипликаторов. В этих областях он намного проще и интуитивно понятней, нежели тот же Photoshop. Если добавить к вышесказанному достаточно подробный мануал, https://docs.krita.org/en/user_manual.html и независящие от оплаченной подписки и не ограниченные временными рамками возможности использования, выбор будет очевиден.
Что же касается новых имен и новых гениев, я верю, что они есть и что они всегда будут среди нас. И чтобы их разглядеть, нужно совсем немного — всего лишь научиться смотреть на детали и видеть целое. Совсем как истинный мастер.