Выбрать страницу

Развитие технологий быстро меняет рынок, поэтому бизнесу приходится приспосабливаться к новым реалиям. Термины «цифровая трансформация» и «цифровизация» люди повторяют как мантру, не всегда понимая их смысл. Попробуем разобраться в сущности этих явлений.

Понятие цифровой трансформации (Digital Transformation) ввели в обиход аналитики агентства IDC около шести лет назад, но до сих пор оно не имеет четкого определения и трактуется авторитетными специалистами по-разному. Чтобы разобраться с сутью явления, стоит рассмотреть родственные понятия: автоматизация и цифровизация. Спутать их довольно легко, поскольку во всех случаях предполагается внедрение цифровых технологий, но есть и принципиальные отличия. Автоматизация не требует существенного изменения бизнес-процессов в компании, но некоторые из них становятся более эффективными благодаря использованию современных решений. Для переноса в цифровую среду возникает необходимость формализовать (а затем и серьезно поменять) основные процессы или даже внести коррективы в бизнес-модель — так начинается цифровизация. Часто компании останавливаются на этом этапе и не меняют кардинально сами продукты и услуги, но в некоторых случаях им приходится идти дальше.

Цифровая трансформация требует гораздо более глубоких изменений: она затрагивает стратегии, потребительские модели, операции, продукты, услуги и маркетинговые подходы. Это уже не просто попытка натянуть ИТ на старые процессы или некоторая их доработка для безбумажного управления. Речь идет не только о внедрении отдельных или даже комплексных интегрированных решений. Цифровая трансформация — это целостное изменение, требующее пересмотра существующего, а иногда и создания совершенно нового бизнеса.

Возникает закономерный вопрос: зачем все это нужно и почему нельзя ограничиться автоматизацией?

Технологии меняют мир не только быстро, но и сильно: этот процесс можно сравнить с первой научно-технической революцией. Когда человечество построило железные дороги, изобрело автомобили и отказалось от конной тяги, полностью поменялись структура логистики и бизнес-модели, а прежними остались только грузы и пассажиры. Сейчас происходит нечто подобное, а значит игнорирующие необходимость цифровизации и цифровой трансформации компании могут остаться на обочине как извозчик в песне Утесова. Без активного внедрения цифровых технологий бизнес уже не сможет гибко реагировать на рыночные изменения.

В 2019 году крупнейший американский ритейлер Kroger совместно с корпорацией Microsoft разработал облачную платформу для магазинов будущего. Цифровые ценники, поиск товаров с помощью смартфона, управление складскими запасами, мониторинг оборудования, видеоаналитика и сборка интернет-заказов — все системы увязаны воедино с помощью технологий Интернета вещей. Подобные решения помогают выполнять ключевые показатели эффективности, повышают производительность сотрудников и качество обслуживания клиентов. Сейчас они активно внедряются в торговых сетях по всему миру, особенно с развитием сервисов доставки, качественно реализовать которые невозможно без цифровой трансформации.

Есть и другие предпосылки помимо давления рынка и конкурентной среды. Без простой в обслуживании автоматизированной инфраструктуры не получится достаточно эффективно использовать имеющиеся ресурсы или, скажем, сократить потребность в занятых механическим трудом сотрудниках. Внедрение цифровых технологий позволяет уменьшить расходы на производство и реализацию товаров (оказание услуг), что ведет к снижению себестоимости продуктов и к росту прибыли. К примеру, во многих российских банках идет активное сокращение персонала и закрытие лишних отделений (это коснулось даже традиционно работающего в офлайне Сбера), а салоны сотовой связи постепенно исчезают с улиц российских городов.

Технологии сделали другими и потребителей. Люди привыкли к легким способам получения товаров и услуг, а потому скорее пойдут к вашим более продвинутым конкурентам, чем станут терпеть хотя бы минимальные неудобства. В частности, Financial Times столкнулась с проблемами из-за сокращения спроса на печатные издания по всему миру. Компании пришлось не только развить электронные каналы коммуникации, но и провести полноценную цифровую трансформацию, чтобы взаимодействовать с клиентами и не терять прибыль. Сайт издания стал загружаться за считанные секунды, резко улучшилось взаимодействие с читателями, а объем цифровых подписок существенно вырос.

В Disney World столкнулись со снижением уровня удовлетворенности клиентов и вынуждены были создать омниканальное решение, объединившее сайт, мобильное приложение и индивидуальный браслет с радиодатчиком. MyMagic+ позволяет планировать поездку в парк развлечений за несколько месяцев, а браслет не только служит кошельком и пропуском на аттракционы, но и дает возможность отслеживать посещения. Для внедрения потребовалось потратить около миллиарда долларов, установить десятки тысяч радиочастотных считывателей и обучить более 70 000 сотрудников. В итоге ~90% посетителей оценили инновацию на хорошо и отлично, а лояльность клиентов существенно выросла.

Стоит также упомянуть пандемию COVID-19, из-за которой многие компании вынуждены переводить сотрудников на удаленный режим работы. Чтобы это сделать, простой автоматизации существующих процессов недостаточно: если персонал не может взаимодействовать лично, схемы этого взаимодействия придется менять достаточно глубоко. Конечно, вирус лишь ускорил давно идущие процессы (переход на удаленку позволяет столичным работодателям привлекать людей из регионов за меньшие деньги), но более цифровизированные бизнесы при прочих равных условиях перенесли пандемию легче: они без лишних затрат внедрили у себя удаленку и переориентировались на дистанционную торговлю, потому что были заранее к этому готовы.

Кому нужны изменения?

Цифровизация и цифровая трансформация необходимы предприятиям любой отрасли: в промышленности, в энергетике и нефтегазовом секторе, в телекоме, в финансовой сфере и, разумеется, в ритейле и логистике. Даже сельское хозяйство становится цифровым: уже никого не удивляют тракторы и комбайны с автопилотами или автоматизированные свинокомплексы, требующие минимума обслуживающего персонала.

Проверенные временем модели могут не выдержать конкуренции с бизнесом новой формации и это нормально. На протяжении всей истории человечества научно-технический прогресс перекраивает методы хозяйствования, а неспособные справиться с изменением бизнес-ландшафта игроки уходят с рынка. В наше время ситуация усугубляется скоростью изменений: нужно бежать, чтобы просто оставаться на месте, а чтобы двигаться вперед, приходится бежать еще быстрее.

С чего начать?

Если рассмотреть абстрактную компанию с минимальной автоматизацией и доцифровой бизнес-моделью, ее перевод на новые рельсы потребует значительных ресурсов, которые нужно где-то взять. Цифровая трансформация предполагает слишком революционные и слишком затратные изменения, а потому лучше начать с более достижимой практически цифровизации. Это пошаговый процесс с измеримым результатом, который позволит предприятию стать более эффективным за счет новой масштабируемой инфраструктуры и перестроенных под нее автоматизированных бизнес-процессов.

Благодаря цифровизации можно постепенно высвободить необходимые для полной цифровой трансформации компании ресурсы, но как провести ее правильно и что для этого нужно?

Каждый конкретный случай уникален, хотя есть и общие моменты. В первую очередь потребуется определенный уровень зрелости бизнеса и понимание необходимости изменений руководством компании. Дальше придется определить стратегию, и чтобы это сделать, нужно видеть, каким должен стать бизнес лет через 5–10. На этом этапе многие руководители совершают опасную ошибку, пытаясь внедрить на предприятии модные технологии. На самом деле первичны цели и задачи, а технологии — лишь средство их реализации.

Провести цифровизацию бизнеса (и последующую цифровую трансформацию) своими силами могут только очень крупные компании, а у большинства других для этого недостаточно компетенций. Получается, чем раньше вы обратитесь к зарекомендовавшим себя на рынке профессионалам, тем лучше.

Успех процесса обусловлен разными факторами. Даже если вы решите прибегнуть к помощи партнеров, нужны и внутренние центры компетенций, которые смогут перестроить процессы таким образом, чтобы снизить долю участия в них человека. Нужна гибкая бизнес-модель, а также достаточное количество данных, на основе которых будут создаваться продукты и приниматься решения. Нужен способный адаптироваться к изменениям персонал, но прежде всего нужна корпоративная культура инноваций, создать которую можно только сверху. Образно выражаясь, для успеха цифровизации придется цифровизовать топ-менеджмент компании, а при невозможности — заменить его.

Каковы тренды цифровизации?

Технологический ландшафт меняется настолько быстро, что сегодняшние инновации завтра могут уже устареть. Тем не менее существуют и долговременные тенденции. В первую очередь это решения для создания гиперконвергентной ИТ-инфраструктуры, в которой вычислительные мощности, хранилища данных и сетевое оборудование скомпонованы в единое программно-определяемое пространство. Без него невозможно обеспечить необходимую гибкость и соответствующий новым требованиям уровень интеграции.

Другой важный тренд — рост уровня автоматизации и внедрение решений из области промышленного интернета вещей привели к увеличению объемов информации в корпоративных ИТ-системах. Это, в свою очередь, потребовало развития граничных вычислений, когда первичная обработка данных проводится не в удаленных дата-центрах, а непосредственно в местах их генерации. Как следствие, появились компактные конвергентные решения и для таких целей.

Поскольку огромные объемы информации приходится куда-то передавать (притом часто — в распределенной географически сети), телекоммуникационные технологии тоже развиваются все быстрее. Здесь можно упомянуть уже ставшие традиционными оптоволоконные линии и новомодные частные сети 5G, позволяющие обеспечить приличную пропускную способность там, где невозможно стационарное подключение.

Как синергия электроники и оптики развивается кремниевая фотоника, которая в перспективе способна превратить всю ИТ-инфраструктуру в единый гипермасштабируемый компьютер. И, разумеется, это великолепие создает плодородную почву для умных программных решений, использующих технологии искусственного интеллекта. Кстати, крупные вендоры уже начали выпускать серверные чипы, специально спроектированные для решения задач машинного обучения и тому подобных применений.

Итоги

Делать прогнозы в столь динамично меняющейся ситуации — занятие неблагодарное. До начала пандемии COVID-19 процесс буксовал, несмотря на успешно предсказанную аналитиками тенденцию роста корпоративных расходов: если верить отчету Everest Group, 73% компаний не сумели добиться ожидаемой отдачи от инвестиций в цифровизацию.

В далеком 2016 году исследование Progress показало, что в 85% работающих на мировом рынке компаний оценили максимально возможный срок трансформации корпоративных ИТ в 2 года. В конце 2021-го мы опять говорим в основном о перспективах. С другой стороны, по относительно свежим данным IDC у цифровых предприятий скорость адаптации к изменениям и вывода на рынок новых продуктов на 50% выше, чем у оставшихся на прежнем уровне конкурентов. Мало того, эти предприятия предпочитают работать с такими же партнерами, поскольку взаимодействие с ними более прозрачно и предсказуемо.

Рискнем предположить, что поскольку пандемия с нами надолго, ускорение процессов цифровизации и цифровой трансформации также станет долговременной тенденцией. Нужны ли они именно вашему бизнесу и в какой степени — вопрос, ответ на который стоит найти как можно быстрее.