Не следует путать программных роботов с теми, которые используются для автоматизации линий на производстве: программа Robotic process automation (RPA) встраивается в уже существующую ИТ-инфраструктуру компании и берет на себя какой-либо участок задач. Простой пример – выдача справок. Если соответствующие данные для этого легко взять из системы, то робот может не только сформировать сам документ, но и заверить его простой электронной подписью. Таким образом сотрудники компании могут получать справки о среднемесячном доходе, которые обычно требуются для выдачи банковских кредитов.
Словом, рутинных операций в любом бизнесе множество: по данным McKinsey, около 60% специалистов могут переложить до трети своих обязанностей на RPA. Использование программной автоматизации становится промежуточным звеном между классической ИТ-системой, которая только собирает, обрабатывает и хранит данные, и полноценной работой специалиста над решением сложной задачи.
При этом роботы не могут заменить человека в тех процессах, где требуется принять решение и учесть множество различных факторов, а также проявить творческий подход и применить уникальный профессиональный опыт. Поэтому рассматривать RPA как полную замену сотрудников некорректно. Речь идет о том, чтобы избавить специалистов от простой механической работы, тогда они смогут перенаправить ресурсы на выполнение более сложных операций и КПД от человеческого капитала будет выше. В условиях кадрового дефицита на рынке это очень актуальная задача.
Отрасли, где RPA уже работает
По данным Deloitte, на начало 2020 года роботизацию в России внедрили уже 42% компаний. Наиболее активно этот процесс идет там, где цена каждой потраченной минуты высока. Например, кредитный скоринг. На розничном рынке финансовых услуг решение о выдаче кредита должно приниматься быстро, так как оно напрямую влияет на решение человека о покупке. Благодаря тому, что банки массово используют автоматизацию оценки кредитных рисков, сегодня длительность этой процедуры сократилась до нескольких минут.
Заинтересован в RPA и ретейл. Розничная торговля – бизнес с невысокой маржой. Так, в массовом сегменте, где большинство компаний привлекают потребителей низкими ценами на определенные товары, удорожание любого процесса, например логистического, напрямую влияет на конечную стоимость продукции: чем она выше, тем ниже прибыль. Именно поэтому ретейлеры постоянно в поиске наиболее эффективных решений для усовершенствования своих процессов. Программные роботы помогают им выполнять те же операции, но быстрее или за меньшие деньги.
Кроме того, применяют RPA и компании промышленного сектора, в первую очередь транспортные и энергетические (в частности, крупные проекты в этой области реализует «РЖД»). Все чаще проникают такие решения и в государственный сектор, например для оказания сервисов электронного правительства.
Что могут программные роботы?
Появление автоматической коробки передач освободило правую руку водителя, позволяя ему концентрироваться на дорожной ситуации. Можно ли продолжать водить автомобиль на механике? Безусловно. А может ли робот полностью заменить водителя за рулем? Такие разработки ведутся, но, как мы знаем, их результаты пока неоднозначны.
То же самое в бизнесе. Главное поле деятельности RPA — простые операционные процессы, которые легко превратить в алгоритм и автоматизировать. Их уже много в бухгалтерии, юридических отделах, службах HR и делопроизводства, а также в логистике. Особенно там, где нужна сверка данных из нескольких источников: роботы выполняют ее намного быстрее человека.
Еще одна перспективная сфера применения RPA – закупки: роботы способны выполнять рассылку закупочной спецификации и последующий разбор коммерческих предложений, чтобы выбрать наиболее подходящее по критериям. И, конечно, для RPA есть фронт работ в службах ИТ, особенно если те обслуживают организации среднего и крупного размера с сотнями сотрудников: робот может выдавать и блокировать учетные записи при найме/увольнении, рассылать инструкции и коды доступа, помогать сменить пароли и т. п.. Применяя RPA, мы высвобождаем человеческие ресурсы – специалисты могут в это время работать над эффективностью процессов, обучать и настраивать самих роботов, решать задачи верхнего уровня.
Разберем это на примере конкретного кейса в одной из крупнейших российских энергосбытовых компаний. До того, как здесь начали использовать RPA, юридическая служба предприятия ежегодно направляла вручную до 5000 обращений в суд и запускала процесс по определению подсудности около 20 000 раз в год. Для любого коммунального предприятия это рутина, связанная с отсутствием платежей от абонентов. Поскольку исковые заявления и исполнительная документация четко формализованы, было решено использовать RPA. Робот подключается к ИТ-системе ночью, в период наименьшей нагрузки, готовит необходимые документы, заполняя их данными абонентов, и выдает в том виде, в котором они передаются в суд. Теперь у компании и ее специалистов есть возможность масштабировать решение и искать идеи по автоматизации других процессов.
Еще один пример — подготовка сводного отчета по контрагентам из нескольких источников. Мы в Konica Minolta таким пользуемся при заключении договора с партнером или с клиентом: проводим процедуру due diligence, которая предполагает сбор всей информации, включая налоговую отчетность и другие сведения, способные подтвердить благонадежность контрагента.
Пример из логистики — автоматизация мониторинга большого количества транспортных единиц в разных системах. Когда у железнодорожного перевозчика циркулируют тысячи вагонов, управлять ими без сбора данных в специализированные системы просто невозможно. Таких систем может быть несколько, и сведение актуальных отчетов по транспортному составу становится трудоемкой процедурой: компании важно знать, какими ресурсами она располагает в каждый момент времени. Все эти сведения легко и быстро может подготовить программный робот, выполняя поиск по номеру вагона и другим его атрибутам. Известен кейс, где до внедрения RPA эту работу выполнял отдел из 20 человек, а теперь их ресурсы используют для дальнейшей оптимизации логистики компании.
Адаптация сотрудников к RPA
Штатные сотрудники могут проявлять настороженность по отношению к RPA, опасаясь потерять рабочее место. Кроме того, специалистам бывает сложно переключиться на использование новых технологий, и задача компании – помочь им в процессе адаптации. Эта работа строится из нескольких этапов. На верхнем уровне крупный бизнес может подключать ИТ-евангелиста или амбассадора инноваций (такую роль ввела, например, компания «ТВЭЛ»). Роль евангелиста состоит в том, чтобы вовлечь сотрудников в процесс цифровизации компании, рассказать о преимуществах технологий и о том, как они изменят работу предприятия к лучшему. Инструменты – воркшопы, презентации, внутренние PR-мероприятия. Обычно евангелист фокусируется не на конкретной технологии, а в целом на digital-трансформации.
Другой важный этап – обучение сотрудников, без чего невозможно обойтись в RPA-проектах и чему стоит уделить максимум внимания. Разработка регламентов и правил, проведение тренинговых мероприятий – все это стоит спланировать заранее. Стандартный срок внедрения RPA составляет один-два месяца: именно в этот пернод необходимо вести подготовку сотрудников. Кроме того, важно предусмотреть возможность технической поддержки 24/7, для того чтобы люди чувствовали себя увереннее, если вдруг у них что-то не заработало (программные роботы, как и любые программы, требуют человеческого контроля и регулярного мониторинга).
Deloitte указывает, что средний срок окупаемости расходов на внедрение RPA составляет один год. Быстрый экономический эффект наряду с тем, что роботы позволяют автоматизировать бизнес-процессы без значительных изменений, объясняют растущую популярность RPA. Да, роботы не заменят квалифицированных специалистов, но точно помогут бизнесу работать эффективнее и грамотно распределять самое важное, что есть у любой компании, – человеческие ресурсы.