И все же технологии в медицине это не только VR или 3D-печать, но и решения для оптимизации и повышения эффективности ежедневных процессов.
По данным CB Insights, общий объем инвестиций в проекты, связанные с цифровизацией медицины, в прошлом году увеличился на 45% и достиг рекордной отметки в $26,5 млрд. Что вполне объяснимо: пандемия, «черным лебедем» ворвавшись в нашу жизнь, изменила отношение к технологиям у разных групп, так или иначе причастных к медицине.
В частности, врачи поняли, что ИТ-решения не должны их заменять, но вполне могут стать помощниками в решении рутинных задач или дополнительным источником опыта, ускоряя процесс обследования и постановки диагноза пациентам, и стали охотнее обращаться к разработчикам. Благодаря чему последние стали лучше понимать, какие продукты в ближайшей перспективе будут наиболее полезными.
И наконец, ИТ-отрасль получила больше поддержки от регуляторов. Например, недавно принятый в России сопутствующий законопроект к закону «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций» предусматривает введение правовых норм в сфере разработки и апробации инновационных решений для нескольких отраслей, в том числе медицины. Так, сегодня много говорят о применении искусственного интеллекта для анализа исследований или постановки диагнозов, более активном использовании возможностей телемедицины, для чего реализуются экспериментальные проекты и готовится нормативная база.
На мой взгляд, к этому списку можно добавить еще несколько важных направлений для дальнейшей цифровизации здравоохранения в нашей стране.
Раннее выявление заболеваний
Многие серьезные патологии поддаются более быстрому излечению, если их выявляют на ранних стадиях. Сейчас, когда нагрузка на систему здравоохранения существенно повысилась, это стало еще более важной задачей.
Один из самых ярких примеров – злокачественные новообразования (ЗНО), которые в нашей стране ежегодно становятся причиной смерти около 300 тыс. человек. Поэтому стратегия борьбы с ними утверждена на государственном уровне, но на практике с направлением пациента на диспансеризацию или скрининг для выявления заболеваний на ранней стадии, могут возникать трудности.
Во-первых, мысль о посещении онколога не вызывает у людей позитивных эмоций, поэтому многие предпочитают не обращать внимания на подозрительные симптомы. Во-вторых, если пациент обращается к врачу не онкологической специальности, ЗНО далеко не всегда рассматриваются как основная причина таких симптомов. И, если врач-пульмонолог или отоларинголог ранее не сталкивался с онкологическими заболеваниями, он не всегда может правильно интерпретировать подозрительные признаки и направить пациента на дальнейшее обследование.
Здесь могут помочь ИТ-решения, основанные на актуальных клинических рекомендациях и математических алгоритмах, – они становятся для врачей дополнительным источником опыта. Работа такой системы может строиться по схеме анкетирования: учитывая вводные данные о пациенте, она задает врачу уточняющие вопросы, «проводя» его по различным рубрикам, и на основе полученной информации оценивает вероятность того или иного вида онкологии. При этом важно, чтобы ИТ-решение не просто выдавало врачу список возможных патологий, но и подкрепляло каждый пункт дополнительными данными – ссылкой на клинические рекомендации Минздрава и списком диагностических исследований, помогающих уточнить диагноз и, если наличие ЗНО подтвердится, оперативно начать лечение.
Повышение качества медицинской статистики
Пандемия привлекла на себя практически все внимание общественности, однако важно не забывать, что многие проблемы здравоохранения никуда не исчезли и требуют планомерного решения. И речь идет не только об онкологических, но и сердечно-сосудистых заболеваниях – одной из основных причин смертности. Учитывая медицинскую и социальную значимость борьбы с онкологическими заболеваниями, в России уже много лет ведется статистический учет в этой области: данные, собираемые регионами, поступают в централизованное хранилище и используются для принятия важных решений, связанных с повышением качества медицинских услуг.
Однако ведение такого регистра сопровождается рядом трудностей. Валидация поступающих данных, целевые параметры, которые ставятся перед каждым ведомством, человеческий фактор – нередко информация собирается и передается в бумажном виде, причем каждый документ заполняется отдельно. Для того чтобы оперативно проверять все данные и генерировать отчетность, необходима мощнейшая аналитическая система.
Однако есть и другой путь – обеспечить высокий уровень качества данных, поступающих в государственные информационные системы, еще на уровне региона. Здесь важную роль играют интеграционные решения – региональные подсистемы. Например, онколог вносит основную информацию о пациенте в госпитальную МИС, а подсистема в свою очередь ищет дополнительную информацию о нем в других источниках, анализирует ее, выделяет этапы лечения. Ее задача – аккумулировать опыт пациента на момент приема, снизить долю ручного труда при сборе и обработке статистических данных, исключить дублирование. В результате лечащий врач видит более подробную картину болезни, а специалист по статистике – полные и проверенные данные, которые можно использовать для формирования отчетности.
Постепенное внедрение подобных решений в каждом регионе со временем позволит полностью вести медицинскую статистику в онлайн-режиме – и не только по онкологии, но и, например, ревматологии или кардиологии.
Персонифицированный подбор лекарств
В мире множество фармацевтических компаний, постоянно изобретаются новые лекарства и совершенствуются старые, проводятся клинические исследования для поиска наиболее эффективных вариантов терапии. Причем у каждого препарата свои правила использования, ограничения, схема применения и, конечно же, возможные побочные эффекты. В результате подбор лекарства становится все более сложной задачей: необходимо учесть множество факторов, и не в последнюю очередь тех, которые не являются клиническими. Например, благосостояние, способность к самоконтролю, приверженность к терапии. Для этого необходимо собрать дополнительный блок информации, проинтервьюировав самого пациента.
В обычном случае основная обязанность практикующего врача – оказывать медицинскую помощь своим пациентам. Вторая по приоритету задача – повышение собственного уровня знаний. Современные информационные технологии могут предложить врачам свои сервисы, наполненные опытом специализированных научных коллективов по отдельным узким тематикам: например, «сахороснижающая терапия для пациентов с сахарным диабетом второго типа». Сотни предикторов позволят за считанные секунды осуществить действительно персонифицированный подбор препаратов на основе самых актуальных достижений мировой медицинской науки.
Коммуникация «врач – пациент»
Информационные технологии дают нам свободу коммуникации и высочайшую скорость обмена данными. И все это крайне востребовано пациентами – они стремятся максимизировать свои шансы на выздоровление, максимально быстро реагируя на изменение ситуации. Применение апробированных схем – это основа, которую медицина применяла всегда, а современные инфокоммуникационные возможности дополняют этот подход персонализацией и корректировкой на основании актуальной обратной связи.