Например, общий журнал работ на большинстве строек страны традиционно ведется в рукописном виде, и только в этом году его разрешили заполнять в электронном виде.
За 7 лет – от бумаги к «цифровым двойникам»
Между тем, уже к 2030 году строительство должно претерпеть серьезную цифровую трансформацию. Так предполагает федеральная стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ, утвержденная в ноябре прошлого года. Какие цифровые сервисы и процедуры должны появиться через 7 лет? Перечислю некоторые:
единая цифровая система управления строительной отраслью и ЖКХ,
алгоритмы искусственного интеллекта и нейронные сети в единой информационной системе жилищного строительства,
электронный вид для всех процедур в рамках взаимодействия участников инвестиционного-строительного цикла,
«цифровые двойники» объектов капитального строительства,
суперсервис «Цифровое строительство».
Работаем как работали
Последние пару лет участники строительного рынка много рассуждают про цифровизацию – это одна из самых популярных тем на отраслевых мероприятиях. И чаще всего констатируют, что отрасль к ней пока не готова. Эту оценку подтверждают различные рейтинги. Так, в индексе цифровизации отраслей экономики и социальной сферы, составленном НИУ ВШЭ по итогам 2021 года, строительство находится на предпоследнем, 17-м месте, уступая, например, сельскому хозяйству и добыче полезных ископаемых.
Почему цифровизация в строительстве так откровенно буксует? Думаю, важнейшая причина – консервативность отрасли, которой способствует сама специфика строительного процесса. Он многоступенчатый и сложный, с большим количеством людей, документов, согласований. С одной стороны, все работы описаны в нормативно-технической документации, а значит, хотя бы в теории подходят дли оцифровки. С другой стороны, каждый подрядчик понимает нормативы и ведет документы по-своему, а на стройке «всё идет по плану» примерно никогда. Это ведет к срыву сроков, перерасходу бюджета, другим сложностям. В таких условиях стратегия «работаем как работали» кажется более выигрышной, чем попытка внедрить хотя бы элементы цифровизации.
Кроме того, в отличие от той же e-commerce или банковского сектора у строительства богатые, часто советские традиции. Яркий пример такого наследия – исполнительная документация (ИД). Она в деталях фиксирует абсолютно все строительно-монтажные работы на стройплощадке – это скрупулезная и очень объемная работа. Документы передают заказчику целыми газелями, а на крупных стройках – самосвалами. При этом ИД – важнейший документ в последующей эксплуатации построенного объекта, без нее невозможно узнать, где какой трубопровод или кабель проложены. То есть документация должна храниться десятки лет (но на деле довольно часто теряется), а найти нужную информацию среди тысяч страниц – непростая задача. Логично ли перевести подготовку ИД в электронный вид? Да. А что по факту? По данным Национального объединения в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ), только 1,2% жилых комплексов в России строятся с использованием цифровой ИД.
Требования сверху и энтузиазм снизу
Как строительной отрасли преодолеть собственную инертность? На мой взгляд, этому способствуют два процесса, которые уже идут. Это требования сверху и энтузиазм снизу.
Первый процесс инициирует государство. Там, где оно выступает заказчиком строительства – как правило, в гражданском строительстве и сфере ЖКХ, новые подходы и технологии уже внедряются. Например, с этого года организации, которые участвуют в возведении объектов за счет бюджетных средств (больниц, школ, детских садов и др.), обязаны оформлять проектную документацию с использованием 3Д-моделирования.
Второй процесс – это разработка цифровых решений для строительства. Несмотря на нынешнюю довольно низкую востребованность таких продуктов, их сотни. Портал Digital Developer выпустил карту цифровых решений для девелоперов, для чего проанализировал 510 решений для проектирования и строительства многоквартирных домов (на карту попало 213 из них). И это только часть рынка: еще десятки сервисов разрабатываются для промышленного строительства.
Одно из них – информационная система Cobalt – создано по заказу нашей компании. Система позволяет создать единое рабочее пространство для всех участников строительства, где можно оперативно получать и фиксировать информацию о состоянии дел на строительной площадке (поставках и расходе материалов, строительно-монтажных работах), а также отслеживать и фиксировать контроль качества, автоматизировать подготовку и сдачу исполнительной документации. Мы протестировали продукт на строительстве промышленных объектов в 4 регионах и сейчас выводим его на рынок.
Светлое цифровое будущее
Что нужно, чтобы строительная отрасль достигла амбициозных целей, прописанных в стратегии? Не претендуя на истину, отмечу несколько моментов.
Последовательное следование курсу на цифровизацию, которое сейчас демонстрирует правительство и профильные министерства, в том числе актуализация нормативно-технической базы.
Консолидация усилий разработчиков и профессиональных объединений. Существующие цифровые решения часто разрабатываются под требования конкретных компаний и никак не взаимодействуют друг с другом, что делает их не универсальными. Чтобы единая цифровая система управления строительством стала реальностью и заработала, важно изменить такой подход к разработке сервисов, а затем заняться их стандартизацией, совместимостью и др. В этой работе могут помочь профессиональные объединения. Например, мы инициировали создание департамента по цифровизации при Всероссийском центре национальной строительной политики (ВЦНСП).
Обучение и повышение квалификации сотрудников отрасли. Мы опросили более 150 участников строительного процесса – от инженеров до топ-менеджеров компаний. Половина специалистов и четверть топ-менеджеров не назвали ни одного продукта по цифровизации строительства. А самыми популярными продуктами по итогам опроса стали Excel и 1С, которые активно используются, но не решают задач отрасли.
Уверен, что совместными усилиями мы сможем поднять нашу отрасль на новый технологический уровень и прийти в то светлое цифровое будущее, к которому стремимся.