Ситуация, сложившаяся за последний месяц, обернулась для России настоящей экономической войной: жесткими санкциями со стороны США, Евросоюза и ряда других стран, а также массовым исходом западных компаний, в том числе работающих в сфере телекоммуникаций и информационных технологий, с российского рынка. Одни из них просто прекратили свою деятельность, оставив без поддержки и обновлений клиентов в России, другие отказались продлевать текущие лицензии и продавать новые, третьи существенно ограничили портфель продуктов и услуг для отечественных заказчиков. Даже если западный вендор продолжает обслуживание, у клиентов в России неизбежно возникают проблемы с оплатой, поскольку западные платежные системы перестали работать в нашей стране. На территории Российской Федерации их функции выполняет «НСПК», но осуществление трансграничных платежей с ее помощью невозможно.
Многие эксперты уже называют текущую ситуацию «новой реальностью», в которой приходится жить и существовать как российской ИТ-отрасли, так и потребителям ее продуктов и услуг. К счастью, все эти события не застали российские ИТ-компании врасплох. В стране на государственном уровне уже много лет проводится планомерная политика по импортозамещению зарубежных решений отечественными аналогами. И если совсем недавно у такого подхода были скептики, которые рассуждали о том, куда, мол, денутся мировые гиганты, работающие в России не один десяток лет, то сегодня их голосов больше не слышно. Перед отечественными предприятиями, в свою очередь, встала глобальная задача: экстренно мигрировать на российские аналоги зарубежных систем, сделав это максимально быстро, безопасно и без лишних затрат. Как и насколько им в этом готовы помочь российские разработчики и интеграторы?
Не ждали…
Как считает Виталий Баланда, руководитель практики цифрового консалтинга компании «Рексофт», существует несколько слоев проблем, которые встали перед ИТ-департаментами предприятий: инфраструктура, данные, приложения, процессы (гибкость/перестройка) и люди. «В каждом из них есть свои риски, — говорит он. — Первый — инфраструктура единая для всех крупных предприятий. Уже ощущается дефицит инфраструктуры, на которой разворачиваются информационные системы. Из-за санкций привычный набор западных вендоров и платформ недоступен. Облачные ресурсы, существующие в стране, конечны, как и запасы инфраструктуры самих предприятий, то есть расширяться не на чем».