Инфраструктура как сервис (IaaS) появилась на российском рынке в 2008 году. Примерно до 2014 года люди плохо понимали, что это, относились к услуге с недоверием, боялись размещаться у облачных провайдеров и «сидеть» на одном оборудовании с другими клиентами. Немного большей популярностью и доверием пользовались приватные облачные инсталляции, построенные специально под клиента. Однако такое решение подходит в основном для объемных проектов, да и провайдеры не горели желанием строить и поддерживать множество приватных инсталляций.
К 2014 году рынок сформировался: клиенты поняли, что публичное облако — это безопасно и удобно, экономит деньги и повышает доступность ИТ-сервисов. Большая часть проектов перешла на использование публичного IaaS, и только немногие крупные проекты и те, кому это действительно необходимо, например, по требованиям регуляторов, предпочитали частные облака.
К 2018 году облакам доверяли уже все. Небольшие организации и проекты, среды тестирования и разработки разместились в публичных облаках, доля крупных проектов, вынесенных в приватные облачные инсталляции, тоже выросла: появилось много долгосрочных контрактов, несколько сервис-провайдеров стали специализироваться на построении частных облаков.
Очевидно, в 2022 году тенденция изменится. С поставками оборудования уже давно были трудности, курс доллара сделал резкий скачок, российский рынок покинули многие вендоры, и что произойдет в течение года — никто не знает. Вероятно, компании, которые прежде облаками не пользовались, переедут в IaaS в целях экономии, а остальные разместятся в публичном облаке уже вынужденно, потому что под приватную инсталляцию требуется гораздо больше оборудования, но уже сейчас мы можем говорить о его дефиците.
Перспективы развития гибридного и распределенного облака
Гибридное облако — это модель облачных вычислений, предусматривающая использование по крайней мере одного частного и одного публичного облака, которые вместе представляют гибкое сочетание сервисов облачных вычислений. Частным может выступать как облако провайдера, так и своя собственная инфраструктура с виртуализацией. Так делали и продолжают делать клиенты, размещая, например, продакшн-среду в приватном облаке, а тестирование и разработку — в публичном. Скорее всего, в ближайшее время гибридных облаков станет даже больше, потому что в целях экономии финансов и ресурсов доля использования публичных облаков вырастет среди тех, кто раньше обращался только к частным.
Под термином «распределенное облако» обычно подразумевают геораспределение облачных сервисов по различным физическим местоположениям, при этом ответственность за функционирование, управление, обновление и развитие сервисов несет их изначальный поставщик или поставщики. На геораспределенные облака спрос был всегда: бизнес, требующий высокой доступности, опасался абстрактной «катастрофы с падением метеорита на ЦОД» и таким образом стремился защитить себя от риска потерять все в один момент. В 2022 году спрос резко вырос, а метеорит стал менее абстрактным. Главное преимущество геораспределенного облака, помимо повышения отказоустойчивости, — возможность размещать свои сервисы в России и за рубежом, в зависимости от присутствия заказчиков в тех или иных регионах.
Второй вариант распределенных облаков — это мультиклауд, то есть одновременное использование не просто разных физических площадок, а аренда ресурсов и услуг от разных провайдеров. Сейчас облачный рынок России насыщен игроками, и под каждую задачу найдется свой исполнитель: лидеры энтерпрайзного рынка — для важных сервисов, «лоукостеры» — для тестовых сред и побочных проектов, где доступность и возможность кастомизации не так важны, гиперскейлеры, специализирующиеся на PaaS, например, k8s как сервис, — для разработчиков.
Международные гиперскейлеры, такие как AWS, Azure, Alibaba и Google, по сути, и не присутствовали на российском рынке: площадок в РФ у них не было, а контракты с клиентами заключались через реселлеров. Теперь работать с ними стало еще сложнее, а площадок в России можно не ждать в ближайшее десятилетие. Одни клиенты попали под санкции и блокировки, другие столкнулись с трудностями оплаты и весь март срочно мигрируют к российским провайдерам.
Российские гиперскейлеры, вроде Yandex.Cloud или ServerSpace, специализируются на PaaS, например, Kubernetes (k8s) как сервис и подобных автоматизированных решениях. Тем не менее пока они проигрывают международным гигантам. Но в нынешних условиях они получат огромные возможности для роста и развития, которые, я уверена, они не упустят.
Обстановка на российском облачном рынке
Российский облачный рынок самодостаточен, на нем сильная конкуренция, много достойных представителей, нет проблем с оплатой. Казалось бы, все хорошо, если бы не проблемы с оборудованием и поставками.
Трудности с закупками начались еще год назад из-за кризиса микрочипов во всем мире, тогда сроки поставок затягивались до полугода. Теперь почти все отгрузки оборудования в Россию остановлены из-за санкций, ухода с рынка производителей, скачков курса и просто непонимания дистрибьюторов, чего ожидать завтра. Те игроки рынка, которые учли условия новой реальности и заказали в прошлом году большой запас оборудования, успев его получить, — сейчас на коне. Осенью прошлого года мы заказали более сотни мощных серверов только для московской площадки — часть из них ждем до сих пор. Было страшновато оформлять такой объем, обычно мы растем более плавно, но мы понимали, что правила сейчас диктует ситуация. Не все были готовы пойти на такие вложения и риск: у небольших провайдеров вычислительные ресурсы кончились еще до нового года. Провайдеры, имеющие запас мощностей, борются за новых клиентов: готовы взять все работы по миграции на себя, составить план миграции, нарисовать архитектуру решения. Конечно, этим надо пользоваться, но важно оценить опыт провайдера и наличие у него свободных ресурсов. Большинство крупных облачных игроков рассчитывали на типовых клиентов, не углубляясь в «кастомные хотелки». Опыт в миграции с погружением в задачи клиентов тут сомнителен, как и умение обслуживать индивидуальные запросы.
Преимущества российских компаний и перспективы импортозамещения
Многие вендоры уже заявили об уходе с российского рынка или приостановке деятельности, например, Acronis, SAP, AMD, Intel, Nvidia, Oracle, IBM, Citrix — список пополняется почти каждый день. Несомненно, грустные новости, но эти трудности временны. Человек подстраивается под окружающую среду, а бизнес — под экономические и политические реалии. В XXI веке мы не представляем себе жизнь без привычных технологий и вынуждены будем как-то выкрутиться и обойти возникшие преграды.
Российские облачные провайдеры и раньше выигрывали в сервисе у международных гигантов. У гиперскейлера сотни тысяч клиентов по всему миру, обращения в техподдержку зачастую платные. Это концептуально автоматизированные платформы для транзакционных продаж. С такими объемами невозможно подстраиваться под каждого клиента, поэтому услуги их максимально типизированы. Крупнейшие облачные провайдеры России просто не рассчитаны на работу с миллионами мелких клиентов на пару тысяч рублей в месяц. Каждый клиент имеет выделенного менеджера, в поддержку «24×7» можно обратиться практически с любыми проблемами, даже если они не входят в оказываемые услуги, вам помогут на коммерческой основе.
SLA (Соглашение об уровне обслуживания) у российских поставщиков не хуже, чем у зарубежных. Важно понимать, что это не маркетинговые циферки, а математически высчитанные вероятности простоев и деградаций сервиса. Поэтому SLA 99,999% на облако — это бред и чистая замануха. Плановый SLA всегда составляет 100%: никто не планирует простаивать, но поломки бывают у всех. Гарантированный SLA ЦОДа, имеющего все три сертификата Uptime Institute, составляет 99,982%. Если оснастить его всем необходимым оборудованием, получив новые риски, нормальный гарантированный SLA на облако составит 99,9–99,95%. Все, что выше, — маркетинг. У провайдера, который указывает SLA на облако выше 99,9%, стоит запросить список всех простоев и инцидентов интересующей площадки за один-два последних года, а также почитать новости и отзывы о компании в Интернете.
Тенденции российского облачного рынка
Говоря о российских облаках, важно понимать, что у нас есть не только сервисы, строящиеся на зарубежных решениях, но и собственные разработки. Локальные виртуализации, гиперконвергентные решения, ITSM и ESM, управляемые сервисы — все это есть в России и основано на отечественных проектах.
Конечно, рынок российских разработок пока сыроват, но я уверена, что кризис станет прекрасным стимулом для развития и доработки отечественных решений. Во-первых, резко вырастет число клиентов, а это, помимо выручки, означает увеличение обратной связи. Во-вторых, на рынок труда сейчас попадет много сотрудников международных компаний, покинувших российский рынок. Это даст возможность нанять дополнительный высококлассный персонал с опытом работы в зарубежных аналогах и бесценным багажом знаний, который локальные компании смогут перенять.
Советую покупать российские решения и облака скорее, поскольку и вычислительные мощности, и человеческие ресурсы на внедрение сейчас заканчиваются в гораздо быстрее, чем обычно. Также, помимо высокого спроса с пониженным предложением, за последние недели курс доллара изменился почти в два раза и изменится еще. Конечно, цены на сервисы вырастут, при том многократно, потому что оборудование и лицензии оплачиваются в долларах. Компания Microsoft уже объявила о повышении цен на 60% и предупредила о дальнейшем росте. При этом стоимость готовых сервисов, например IaaS, увеличатся не так сильно, поскольку не все компоненты услуг зависят от стоимости доллара. Новое оборудование придет по значительно более высокой цене, но старое уже есть, и оно оплачено. Также IaaS — это не только оборудование и лицензии, но и администрирование сотрудниками провайдера, колокейшн в ЦОДе, электропитание и прочие вещи, которые оплачиваются в рублях и напрямую от доллара не зависят. При использовании российской виртуализации цены на нее также будут расти, но не соразмерно валютным изменениям.
В итоге всех нас ждет повышение цен, долгие поставки, дефицит вычислительных мощностей и огромный скачок в развитии российских разработок. Клиентам рекомендую не откладывать подписание контрактов на необходимые мощности, потому что дальше будет дороже, меньше и дольше. И если работа компании ориентирована исключительно на российский рынок, а инфраструктура размещена у зарубежных провайдеров, советую быстрее перенести ее в российское облако.