Нулевая ставка – навсегда?
ИТ-компании обратились в Министерство финансов с просьбой сохранить действующую нулевую ставку налога на прибыль на неопределенный срок или зафиксировать ее на постоянной основе на уровне 3%. Причина? Они опасаются, что после окончания действия льготного периода ставка вернется к уровню 2020 года в 20%.
Инициативу поддержало Минцифры, предложив продлить действие меры за пределы 31 декабря 2024 года. Окончательное решение о продлении нулевого налога будет приниматься по итогам финансовых результатов за второй и третий кварталы 2023 года.
Кому-то эта просьба может показаться дерзкой, ведь ИТ-специалисты, похоже, живут в роскоши, чередуя красную и черную икру, которая запивается исключительно элитным виски. Однако в обращении ИТ-бизнеса есть своя логика.
В отличие от других отраслей, не получающих налоговых льгот, ИТ-индустрия опирается на долгосрочные инвестиции. Разработка программного обеспечения, например, требует периода планирования не менее 3–5 лет, а для задач создания аппаратных решений – еще больше. Именно поэтому неопределенность в отношении будущих налоговых ставок затрудняет планирование долгосрочных инвестиций. Компаниям придется либо сократить горизонт планирования до двух лет, либо принять во внимание возможность введения налоговой ставки в 20%, что приведет к увеличению расходов.
Поскольку ИТ-индустрия в нашей стране продолжает расти, она требует долгосрочных инвестиций. А так как эта отрасль у нас развивается по догоняющему сценарию, нужны именно долгосрочные вложения. И, если посмотреть на ситуацию именно с этой точки зрения, становится ясно, что ИТ-специалистам не переплачивают. Проблема заключается не в размере их зарплат.
Инвесторы, финансирующие ИТ-проекты, хотят получить отдачу от своих инвестиций и готовый продукт, который можно продать с прибылью. Однако рассчитать эту прибыль бывает непросто. Таким образом, по сравнению с другими инвестициями, например в недвижимость, инвестиции в ИТ несут в себе гораздо больше неопределенности. Важно сохранить определенные льготы для ИТ-специалистов в плане «социалки», но также необходимо соблюдать пониженную ставку для компаний. И откладывать это решение в свете современных вызовов не следует. Горизонт планирования в два-три года для решения больших проблем в отрасли недостаточен.
Идеи в залог
Что это: не видно и не потрогать, но банк примет в залог для выдачи займа? Ответ: интеллектуальная собственность (ИС), которую правительство планирует разрешить использовать в качестве залога по кредитам. Удивительно, правда? Между тем это предложение – одна из главных составляющих плана технологического развития страны на следующее десятилетие.
Указанная инициатива является однозначно позитивным шагом для отрасли, ведь большинство ИТ-компаний не имеют традиционных активов, таких как недвижимость, оборудование или транспортные средства, их единственный ценный актив – интеллектуальная собственность. Ее можно монетизировать, но возникает базовый вопрос: как оценить объекты интеллектуальной собственности (ИС)?
Текущий процесс включает в себя расчет выручки и прибыли от продукта в предыдущие годы, изучение тенденций, составление прогноза на ближайшие несколько лет и оценку ИС на основе полученных данных. Затем на основе этой оценки интеллектуальная собственность капитализируется. Если эта мера будет одобрена, она поможет разработчики получить дополнительный инструмент для привлечения средств на развитие, что станет мощным стимулом инвестиций в отрасль и огромным шагом вперед.
Однако здесь есть один нюанс. Банки могут без энтузиазма воспринять эту инициативу, поскольку обычно требуют залога в виде зданий, акций, движимого имущества, складских запасов – всего, что можно легко продать. А продать права на программное обеспечение и найти покупателя на них — сложная задача, для решения которой потребуется страхование банков, а также четкие гарантии и механизм компенсации в случае краха компании. На начальном этапе может потребоваться и участие правительства.
В конечном счете успех этой инициативы будет зависеть от руководства соответствующих министерств и Банка России. Однако сам факт ее появления говорит о коренном переломе в восприятии рынка ИТ и его реалий – переломе в пользу производителей и разработчиков решений.
Вычет в плюс всем
Еще одна знаковая инициатива — предложение ввода налоговых вычетов для компаний, приобретающих отечественное программное обеспечение и оборудование. Некоторые участники рынка рассматривают это предложение как потенциальный стимул повышения спроса, в то время как другие не уверены в его перспективах.
Предлагаемый налоговый вычет позволит компаниям, закупающим российскую продукцию, получить часть своих денег обратно. Звучит многообещающе, поскольку все платят налоги, включая государственные организации.
Объем подпадающих под условия вычета продуктов пока не определен, но мы считаем реестр Минцифры оптимальным вариантом для запуска процесса, а затем к нему можно будет добавить и реестр аппаратных решений.
Процесс получения вычета будет прост и прозрачен, однако его размер — еще одна проблема. Вычет в размере 0,01% никого не привлечет, а вот 20% и более — уже существенно. Увы, не секрет, что отечественные решения могут быть дороже параллельного импорта из-за более высоких производственных затрат.
Чего не следует делать, так это вводить градацию вычетов на основе различных критериев. Это только вызовет споры, насколько тот или иной случай подпадает под условия программы. Вспомним, как недавно каждый второй бизнес хотел стать ИТ-компанией? Другими словами, механизм процедуры должен быть прозрачным и понятным.