По прогнозам экспертов, объем мирового рынка цифровой трансформации уже в следующем году
достигнет $2,3 трлн. Российский сектор также активно развивается, продолжая тренд на замещение всего иностранного ПО собственными разработками.
Задача для профессионала
Список наиболее приоритетного программного обеспечения, которое сегодня нуждается в замещении, по-прежнему обширен. В нем огромное количество различных систем и технологий: CRM- и ITSM-системы, операционные системы и мобильные ОС, комплексные системы ИТ-управления, low-code, BPM, AI. Куда ни пойдешь — везде нужно российское ПО. То есть фактически абсолютно любое решение, произведенное нашими разработчиками, будет использовано российскими компаниями.
Причем нельзя выделить что-то одно как более перспективную и востребованную разработку: нужно все, равномерно и одинаково. К тому же мы уже давно ушли от мелких локальных продуктов — теперь настала эпоха комплексных систем управления. Это платформы, на базе которых можно создавать огромное количество различных решений. Хорошим примером здесь послужит единая система управления ИТ-процессами, которую мы разработали для национальной компании «Казатомпром».
Именно единые платформы сейчас в приоритете, поскольку они включают огромное количество технологий. Например, внутри нее могут быть одновременно системы автоматизации любых бизнес-процессов, low-code для более быстрой разработки, а также инструменты, завязанные на использовании AI и open API. И если бы в стране было, скажем, всего четыре-пять мощных платформ, то и процессы импортозамещения пошли бы намного быстрее.
Но разработка таких платформ предполагает тесное общение с программистами из других стран, с компаниями, которые разбросаны по всему миру. Иначе мы оказываемся в ситуации ограниченного видения, что усложняет работу. Тем не менее хотя в приоритете сейчас и разработка платформ, мы делаем и отдельные продукты по требованию заказчика. Платформы — это долгая дорожка, а большинству компаний нужны конкретные инструменты и быстро.
Основные вызовы
Сроки — одно из самых узких мест сегодня. Архитектуры наиболее востребованных продуктов понятны, но ощущается нехватка самих архитекторов — и собственно разработчиков. Заполучить таких сотрудников непросто и не быстро. Поскольку важно не только образование — нужна еще и огромная практика. Иначе мы получим не готового программиста или архитектора, а просто человека, который хорошо знает сюжет прочитанных учебников.
Сегодня в стране не хватает порядка миллиона ИТ-специалистов для того, чтобы полноценно заниматься автоматизацией и цифровой трансформацией производств — то есть создавать что-то новое. И на то, чтобы преодолеть подобный дефицит, уйдет по меньшей мере три-четыре года. Это минимальный срок, за который технические вузы выпустят нужное количество студентов с профильным образованием. Но на то, чтобы они набрали нужный опыт и компетенции, уйдет еще примерно столько же.
Пополнение пула таких кадров особенно актуально сейчас, поскольку единая платформа способна решить многие проблемы, неизбежно сопутствующие цифровизации компании. Создание данных платформ силами российских ИТ-специалистов позволит исключить технологическую разрозненность разнообразных систем управления, эффективно поможет создание сложных интеграций различных сервисов, а также снизит неоправданные издержки на внедрение и поддержку процессов.
Отсутствие же экосистем и платформ делает невозможными оперативные изменения и нововведения. В таком случае ИТ-службы не будут успевать за потребностями бизнеса, что станет особенно заметно в условиях нехватки высококвалифицированных разработчиков.
Отчасти пока нам помогает параллельный импорт из Арабских Эмиратов, Армении, Китая, Казахстана. Он позволяет смягчить переход на полностью импортозамещенное ПО. Однако это лишь средство, чтобы «залатать дыры», а не полноценный выход. Нам необходимо развиваться самим и привлекать частные инвестиции. И конечно, растить профессионалов с нужными компетенциями — иначе мы так и будем бесконечно «играть в догонялки».
Разный бизнес
Если говорить о структуре заказчиков, то самые большие запросы, разумеется, у крупных корпораций. Если посмотреть на программное обеспечение, которое они использовали, то на 80% это иностранные решения и сервисы. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда ранее внедренные системы теперь не поддерживаются вендором — поскольку это была разработка западной компании, уже ушедшей с рынка. Да, такой процесс длится уже полгода — но в работе над иностранным ПО по-прежнему сохраняются риски, связанные с санкционными ограничениями.
При этом сейчас у крупной компании — где работает порядка 300 тысяч человек, например, — до 20% штата могут занимать собственные команды айтишников. Но им необходимо создавать и поддерживать огромное количество систем для того, чтобы бизнес продолжал работать. Поэтому руководство все равно обращается к сторонним разработчикам. Как правило, для внедрения платформенных решений. Например, для национальной компании Kazakh Invest мы создали систему автоматизации процессов управления инвестиционными проектами; «СберСервис» использует наш ITSM BOX для управления экосистемой ИТ-управления, а ПАО «РусГидро» применяло наше внешнее управление ИТ-процессами, что повышало качество и эффективность предоставления услуг в отсутствие внутренней экспертизы.
Такие системы насквозь пронизывают компанию, а потому невозможно выделить какие-то отдельные секторы. При переходе на отечественное ПО платформу нужно менять целиком. Альтернатива — ставить по 500 различных приложений, которые потом придется между собой интегрировать. Поддерживать такие проекты дорого и нецелесообразно, а опыта создания единых платформ у собственных отделов разработки не всегда хватает.
Значительно меньше запросов от среднего и малого бизнеса. Причины понятны: там отдельные проекты, где требуется продукт немного более простого уровня. Как правило, у таких заказчиков однотипные задачи: автоматизация отдельных процессов, какие-либо преференции по продажам, электронные ассистенты для отдела маркетинга. Тем не менее такие клиенты тоже есть, ведь автоматизированная операционная деятельность позволяет разгрузить человеческие ресурсы, не тратить силы на текучку. И посвятить больше времени развитию бизнеса. Разработчики же, в свою очередь, могут сконцентрироваться на стратегических задачах — создавать более совершенные комплексные решения, масштабировать их и внедрять в бизнес разного уровня.