Одно из событий, которое будоражит финансовые умы мира уже несколько дней – план поддержки вкладчиков и срочного финансирования банков, разработанный и анонсированный американскими регуляторами рынка: ФРС, корпорацией по страхованию вкладов (FDIC) и Минфином США. В ее рамках банкам обещаны кредиты на срок до года, которые будут предоставляться на более простых условиях, чем обычно. Помимо этого, ФРС упростила доступ банков и к своему стандартному инструменту поддержки – «дисконтному окну».
Согласно данным, обнародованным ФРС, всего за одну неделю (до 15 марта) по разным кредитным каналам банкам США было выделено свыше $300 млрд. В частности, $152,85 млрд из «дисконтного окна» (традиционной формы поддержки ликвидности для банков), почти $143 млрд – в рамках программы кредитования Федеральной корпорации по страхованию вкладов (FDIC), и еще $12 млрд – непосредственно по объявленной ФРС программе банковского срочного финансирования (BTFP).
Такая гигантская сумма – беспрецедентный шаг за всю историю существования Федерального резерва, пишут эксперты, и свидетельствует о наличии «дыры» значительных масштабов в банковской системе. Для сравнения: после банкротства Lehman Brothers, давшего начало сильнейшему кризису 2008 г., за неделю ФРС выделила американским банкам по кредитным программам почти в 2 раза меньшую сумму – $146 млрд. Недельный максимум, который выделялся банкам США в «коронавирусный» кризис, немногим превышал сумму в $80 млрд.
По мнению JPMorgan, на которое ссылаются аналитики Bloomberg, в целом на финансирование банковской системы для «смягчения кризиса ликвидности» ФРС по своей программе экстренного кредитования может предоставить до $2 трлн.
В грядущем кризисе, в отличие от кризиса 2008 г., спасать рушащиеся банки ФРС не намеревается. К такому выводу экспертов подталкивают определенные факты. Например, руководителям Silicon Valley Bank и Signature Bank, обратившимся в ФРС за помощью в виде кредитов наличными, в этой помощи было отказано. А их банкротство – только «первые ласточки» в грядущем крахе всей банковской системы Штатов, считают многие аналитики. Власти США не рассматривают возможность выкупа обанкротившегося Silicon Valley Bank по аналогии с практикой финансового кризиса 2008 г. – так в своем интервью CBS News прокомментировала глава Министерства финансов США Джанет Йеллен (Janet Yellen). Федеральное правительство не будет предоставлять финансовую помощь инвесторам банка. Коммерческие банки, как и их вкладчики, играя на криптовалютных рынках, сознательно шли на риски, объявил глава ФРС Джером Пауэлл (Jerome Powell), и государство в лице ФРС не обязано им помогать. В итоге 17 марта SVB Financial Group – материнская компания Silicon Valley Bank – вынуждена была направить в суд добровольное ходатайство о реорганизации по главе 11 Кодекса США о банкротстве.
Сверхактивная выдача чрезвычайных займов уже «свела на нет» около 50% программы сокращения баланса, которого ФРС удалось добиться с июня прошлого года, комментируют в Bloomberg. При этом остатки резервных средств выросли за эту неделю примерно на $440 млрд. Все это, пишет Capital Economics, аннулировало все усилия ФРС по стимулированию роста.
Еще одно событие, которого ждут финансовые эксперты – очередное решение по ключевой ставке рефинансирования. Комитет по открытым рынкам ФРС США должен вынести его уже 22 марта.
Всего лишь две недели назад рыночные аналитики, ссылаясь на выступление в Конгрессе Джерома Пауэлла (Jerome Powell), прогнозировали неизбежное ужесточение монетарной политики США. Как заявлял глава ФРС, процентные ставки, вероятно, будут выше, чем ожидали политики центрального банка. Тренд на замедление инфляции, наблюдаемый в США в конце 2022 г., завершился, инфляционное давление оказалось выше ожиданий финансового мегарегулятора, и монетарная политика будет ужесточаться, причем ускоренными темпами.
Практически все второе полугодие 2022 г. ФРС пыталась сражаться с инфляцией в Штатах, побившей все рекорды за последние 40 лет. В середине марта регулятор поднял сразу на 25 базисных пунктов ключевую ставку, остававшуюся неизменной предыдущие 2 года, с 0,25% до 0,5%. Следующее повышение на такое же количество базисных пунктов произошло уже 4 мая. Очередное повышение, объявленное 15 июня, было более чувствительным – на 75 б.п., с 1,0% до 1,75%. Такими же темпами ставка повышалась еще три раза – 27 июня, 21 сентября и 2 ноября, и ее уровень достиг, таким образом, 4%. После этого, на фоне ноябрьского краха крипто-биржи FTX, базовая ставка повышалась еще дважды: 14 декабря – до 4,5%, и 1 февраля текущего года – на 25 б.п., до 4,75%.
Очередное повышение ставки неизбежно, считают эксперты. Оно произойдет, даже несмотря на турбулентность на банковском рынке США, которая началась с банкротства Silicon Valley Bank и еще двух кредитно-финансовых институтов, активно вовлеченных в операции с криптовалютами, и все признаки надвигающегося масштабного банковского кризиса.
Наиболее вероятный сценарий – увеличение ставки еще на 25 б.п., до 5,0%. В таком мнении сходится ряд экспертов. Но на этом политика повышения ставок на какое-то время будет завершена из-за значительной неопределенности в отношении дальнейшего развития событий. Например, на заседании, запланированном на май текущего года, ФРС уже не решится поднять этот показатель.
Аналитики инвестиционного банка Goldman Sachs, на которые ссылается Business Insider, считают, что паузу мегарегулятор финансового рынка США возьмет уже сейчас, но на дальнейших заседаниях – в мае, июне и июле – будет повышать ее на 25 б.п., доведя ее показатель, таким образом, до диапазона 5,25% – 5,5%.
Издание Financial Times, в свою очередь, ссылается на данные проведенного им опроса среди ведущих экономистов США. Американский регулятор продолжит увеличивать ставку, считают они, и к концу 2023 г. доведет ее значение до 5,5-6,0%. Преждевременная остановка кампании по ужесточению денежно-кредитной политики отрицательно скажется на авторитете регулятора как борца с инфляцией.
В любом случае, о решении ФРС предстоит узнать уже в течение нескольких десятков часов. Что последует за этим и как отреагируют рынки? Постараемся быть в курсе событий.