Выбрать страницу

Технология распознавания лиц может изменить наше общество. Кто-то видит в этом только мирные цели, а у кого-то вызывает обоснованные опасения. Рассмотрим этот вопрос с юридической и этической точек зрения.

Технология распознавания лиц существует уже много лет. Изначально она основывалась исключительно на математических методах, а с развитием вычислительных платформ этим стали заниматься системы искусственного интеллекта на основе нейросетей. Помимо риска несовершенства алгоритмов, в обществе звучат опасения, что применение данной технологии может нарушать права человека.

Технология распознавания лиц не привнесла ничего нового?

Не хочется поднимать панику, но практически любого человека можно отследить, идя за ним по пятам, просто с видеонаблюдением это делается проще, быстрее, с меньшими затратами ресурсов и денег налогоплательщиков. Все, что позволяет технология распознавания лиц, — это более эффективно анализировать видеоархив или изображение с камер. Система предлагает лишь количественное изменение, но отнюдь не качественное. Можно долго рассуждать на тему тотального контроля. Есть понятие – цифровая паника. Поддаться ей можно, погрузившись в изучение персональной информации на нашем телефоне, которую он хранит и, возможно, передает куда-то. Тут несложно придумать любые сценарии – и заболеть цифровой паранойей.

Страх тотального контроля в большинстве случаев не оправдан. Мы живем под властью государства, которое знает о нас практически всё. Да, присутствует проблема сбора, анализа, а иногда защиты этих данных, но наш цифровой отпечаток поистине колоссален. Автоматизированные системы, анализируя пета- и экзабайты данных, выявляют в автоматическом режиме основные правонарушения, что становится уже предметом проверочных мероприятий или расследований. Всё происходящее естественным образом развивается и помогает строить правовое государство. Информация всегда может использоваться разными людьми с разными целями и мотивами.

Где применяется?

Распознавание лиц можно использовать в благих целях – например, помогать людям безопасно разблокировать свои мобильные устройства и получать доступ к своим банковским счетам, совершать цифровые платежи. Или упорядочить свои фотографии и поделиться ими с друзьями. А для поиска пропавших без вести и похищенных людей, для помощи властям в подтверждении подлинности документов или контроля и управления доступом, а главное – розыска правонарушителей их помощь бесценна.

Часть современных банкоматов оснащена видеокамерами, которые сравнивают лицо человека, проводящего операцию, с базой данных банка. При несовпадении возникает тревога, которая привлекает внимание сотрудников службы безопасности. Системы распознавания лиц также используются в активно развивающейся автоматизации маркетинга: позволяя оценить эмоциональное состояние человека, его особенности, пол и возраст, они позволяют формировать более фокусированный маркетинговый контент, что увеличивает таргетированность и, как следствие, эффективность маркетинговых активностей.

Так что же заставляет нас беспокоиться?

Показательно, что до сих пор общественные дебаты в основном касались ограничения использования функции распознавания лиц государственными учреждениями, а не частными компаниями. Возможно, потому, что государство играет роль в привлечении нас к ответственности, а частный сектор заботится лишь о своих деловых интересах. Активность против распознавания лиц, как правило, исходит от сообществ, отстаивающих гражданские права. На протяжении всей истории протестующие носили маски, дабы избежать опознания, потому что публичное высказывание по своей сути рискованно.

Для решения задач, где важна идентификация личности, системы распознавания лиц не лучший вариант – они дороги и не так точны, как того требует уровень безопасности на объекте. Для высокобезопасных зон используют биометрические характеристики. В качестве одной из них может служить рисунок сетчатки глаза, который уникален для каждого жителя Земли. Усиление уровня защищенности может производиться и за счет контроля кросс-факторов: лицо и сетчатка, сетчатка и отпечаток пальца, венозный рисунок ладони и отпечаток пальца. Чем больше этих факторов будет в комплексе, тем более защищенной получится система, но и менее удобной и более дорогой, так как для каждого средства контроля необходимо провести замер и сверку с базой данных – а это дополнительное время, неудобства и дополнительные вычислительные ресурсы.

Стоит ли бояться?

Нет, это бесполезно, можно только принять. Всё зависит от того, кто и зачем владеет информацией. Наличие подобных технологий ничего не меняет. Опасение, что информация может быть использована во вред, присутствует у каждого из нас. Действительно, ведь злоумышленники потенциально могут сами строить такие сети, устанавливая камеры наблюдения, накапливая базу уникальных лиц, сверяя их друг с другом, коррелируя и определяя перемещение человека по точкам контроля. Но ведь все эти риски существовали и ранее – и слежка, и фотографирование, и видеосъемка.

Заключение

Сложно сделать вывод, чего больше – плюсов или минусов. Для большинства людей сама мысль, что их местонахождение может отследить неизвестная третья сторона, даже если это всего лишь машина в центре обработки данных, неприятна. Мы не возражаем, чтобы полицейские ходили по следам преступников, но, конечно же, были бы против преследования кого-то из нас, даже будучи уверены, что мы не сделали ничего плохого. Большинство даже не хотели бы, чтобы близкие – друзья или члены семьи – следили за ними повсюду. Ведь следить – значит преследовать, а преследование, как известно, вызывает чувство дискомфорта и страх.

Анонимность дает определенный вид свободы (например, от любопытных соседей), но распознавание лица отменяет эту свободу. Каждый из нас предпочел бы сохранить свое местоположение в тайне, однако осознание факта быстрого обнаружения потенциального преступника благодаря такой системе дарит некое ощущение спокойствия.

Для государства наши границы приватности давно уже стерты. Наши телефонные разговоры прозрачны для телефонных операторов и в некоторой степени для правоохранительных органов. Мы достаточно открыты, о нас можно собрать очень большое количество информации. Распознавание лиц может изменить наше общество и при неправильном использовании причинить реальный и длительный вред, однако эти системы незаменимы для ограничения злоупотреблений и правонарушений. Распознавание лиц имеет множество замечательных приложений, способных оказать положительное влияние на общество в целом, и их следует приветствовать, а не опасаться. Главное – не поддаваться цифровой панике, ведь технологический процесс не остановить.