В результате 22% респондентов отмечают серьезные сложности с развитием инфраструктуры, а 13,9% испытывают трудности с выбором альтернативных продуктов. Срез весьма показательный, ведь в исследовании приняли участие десятки российских компаний из рейтинга RAEX-600 (крупнейших по объемам реализации продукции).
Так, по мнению 89 российских ИТ-руководителей, наиболее ощутимо на бизнес повлиял уход Microsoft (15,84%), Cisco (14,85%), Hewlett-Packard (13,86%) и VMware (7,92%). Несколько реже респонденты упоминали SAP, Oracle, Dell, IBM и Huawei (2 –4%), а также Avaya, Citrix, Hitachi, Lenovo, Veeam и др. В связи с тем, что многие компании годами (если не десятилетиями) выстраивали свою ИТ-инфраструктуру на базе решений этих вендоров, переход на другие продукты в большинстве случаев требует чрезвычайно много времени и средств. Некоторые компании оценивают свои нынешние ИТ-проблемы как критические. Переход на отечественные аналоги рассматривают лишь 36,3% опрошенных, в том числе потому, что считают набор их функций недостаточным. А 32% даже были вынуждены прибегнуть к закупке бывшего в употреблении оборудования. Кроме того, значительная часть компаний (49%), которые раньше пользовались сервисной поддержкой со стороны вендора, временно перешли к самостоятельному обслуживанию оборудования и ПО. Если большинство из них указывает на ряд проблем разной степени важности, то 16% считают, что остались вообще без поддержки и пока не приняли решения, как выходить из сложившейся ситуации.
Количество компаний, использующих услуги по обслуживанию и технической поддержке, неуклонно растет: на декабрь прошлого года их доля составила 33%. При этом 78% опрошенных собираются в той или иной степени – постоянно или разово, например в случае инцидентов, – работать с сервисными партнерами, а 19% все еще надеются обойтись собственными силами. По длительности сервисных контрактов, которые готовы заключать российские компании, можно оценить горизонты их планирования. Большинство участников исследования (52%) рассматривают срок не дольше одного года, 36% – от одного до трех лет, 8% – до пяти лет, 4% – более пяти лет.
По оценкам некоторых системных интеграторов, полный переход на российское и «дружественное» ПО в тех компаниях, где это действительно возможно, может занимать от года и более в зависимости от категории ПО и размеров компании. Исходя из приведенных данных, многие пока предпочитают действовать по ситуации и не строят планов на длительные сроки (дольше трех лет). В то же время сложно представить, что завтра крупные международные компании, резко покинувшие российский рынок в 2022 году и, строго говоря, нарушившие обязательства перед клиентами в России, начнут – без всяких неприятных последствий для себя – возвращаться в страну. Поэтому компании, занявшие выжидательную позицию по вопросам импортозамещения, спустя несколько лет могут оказаться в менее выгодном положении в сравнении с теми, кто принял в качестве долгосрочной стратегии поэтапный переход на всё российское (по крайней мере там, где это возможно).
Тем не менее в профессиональной техподдержке нуждаться будут и те, и другие: переходного периода, когда иностранное ПО продолжает использоваться, избежать не удастся никому (за очень редкими исключениями), но у некоторых он затянется на неопределенное время. О том, как эти проблемы решают непосредственно на местах, а также насколько необходим переход на отечественные решения (с акцентом на ПО), мы продолжили разговор с ключевыми участниками российского ИТ-рынка.
Выбор партнера
Задача ответственная и сложная. К тому же сегодня для многих участников рынка найти стороннюю компанию, которая действительно способна оказывать услуги по поддержке иностранного программного стека на высоком уровне, – жизненно необходимая задача. На что же именно имеет смысл обратить внимание при выборе такого партнера?