Об исходе иностранных вендоров из России серьезно заговорили через неделю после начала известных событий на Украине. Сначала прокатилась волна слухов, потом эфир заполонили комментарии экспертов, после чего наконец появились ссылки на заявления самих производителей. Сейчас, когда основная волна хайпа прошла, важно разобраться, что же в их «откровениях» было правдой, а что выдумкой.
Начиная с 24 февраля процесс развивается стихийно – это очевидно. Каждый вендор принимает решение самостоятельно, опираясь на действия регулятора, политическую обстановку и оказываемое давление. Для понимания перспектив стоит обратить внимание на следующие факторы.
Во-первых, речь идет о решениях, которые принимаются в интересах бизнеса: с учетом принятых обязательств и долгосрочных перспектив, где самое главное – работа с клиентами и развитие партнерских отношений. Во-вторых – представительство компании в регионе, а это прежде всего сотрудники: забота о них и благополучии их семей также серьезный аргумент для принятия решений. Наконец, третий аргумент – динамика развития событий. Несмотря на их драматизм, ни одна из компаний не стремится принимать скоропалительное решение.
Процесс ухода в деталях
На первый взгляд, список вендоров, объявивших об уходе из России, выглядит очень представительно: охватывает от ведущих разработчиков корпоративного ПО до производителей игр и провайдеров медийных сервисов. Но большинство все-таки заявляют не о полном уходе, а приостановке продаж и заключении новых договоров в России, и это важная деталь процесса.
Если же выделять самого ярого зачинщика ухода, то им стала компания Apple, объявившая о прекращении продаж в России c 1 марта. На следующий день все магазины re:Store в Москве закрылись. Но здесь стоит заметить: Apple фактически отозвала лицензию на франчайзинг, то есть запретила «аренду» своего товарного знака и прав на его коммерческое использование. А вот уходить ей из России не пришлось – ведь официального представительства здесь у нее никогда не было и нет. Зато доступ к сервису ‘Apple Pay’ в России, а также трафик и контроль инцидентов в прямом эфире на ‘Apple Maps’ на Украине были ограничены. Последнее обозначено в качестве «меры безопасности граждан Украины». Кроме того, удалены приложения новостных российских агентств RT News и Sputnik News из ‘App Store’ для всех рынков за пределами России.
Информационный бойкот позднее поддержали Microsoft, Google, YouTube и Facebook, но они ограничились лишь блокировкой рекламы российских собратьев, лишив их возможности заработка от просмотров. Появились также оповещения о контролируемости веб-сайтов российским государством.
Однако в эти же дни развернулась широкая кампания, возглавляемая министром цифровой трансформации Украины Михаилом Федоровым. Он лично направил письма в адрес руководителей многих крупных компаний с просьбой «проявить солидарность с Украиной» и приостановить в России операционную деятельность и поставки своих продуктов. И уже на следующий день, обычно через Twitter, посыпались подтверждающие отклики.
Но Федоров не успокоился и призвал прекратить «любую техническую поддержку российских клиентов», на что в большинстве случаев получал ответ, что вендор ответственно относится к ранее заключенным договорам и не планирует нарушать принятые обязательства.
Рис. 1. Просьба министра цифровой трансформации Украины Михаила Федорова к Oracle и SAP прекратить работу в России. Источник: Twitte
Аналогичная процедура была осуществлена в отношении SAP, IBM, Microsoft, Oracle и ряда других известных вендоров, но практически все они постарались сохранить созданный в России плацдарм, лишь приостановив текущую деятельность «в связи с форс-мажором». Менее крупные компании, например Avast, Bitdefender, ESET, NortonLifeLock (бывшая Symantec Corporation) и др., действовали по шаблону уже самостоятельно.
Многие вендоры не пошли и на сокращение штата: сотрудникам российских представительств сохранили зарплату либо предложили аналогичную работу в смежных странах. Единственным исключением стала SAS, где заявили об увольнении сотрудников.
Вассенаарские договоренности
В отличие от «волевых» решений вендоров, принятых после 1 марта, производители оборудования руководствовались в первую очередь Вассенаарскими договоренностями. К этому соглашению, подписанному в 1996 году в Нидерландах после упразднения в 1994 году КОКОМа (Координационного комитета по многостороннему экспортному контролю), к настоящему времени примкнуло 42 страны, в том числе и Россия.
Указанный документ касается осуществления контроля при передаче обычных вооружений, товаров и технологий «двойного применения». Цель – предотвращение нарастания международной напряженности и развития конфликтов из-за дестабилизирующих накоплений подконтрольных товаров. В частности, руководствуясь этими договоренностями, Министерство экономики Тайваня еще 28 февраля сообщило, что компания TSMC – крупнейший в мире производитель чипов – приостановила продажи в Россию как напрямую, так и через сторонние организации на период действия санкций со стороны США.
Некрупные вендоры и хакерские атаки на Россию
Большинство небольших разработчиков не повелись на политические уловки и не последовали примеру крупных коллег. Чего не скажешь о некоторых украинских компаниях. В частности, сообщалось о двух из них – Readdle и MacPaw. Первая удалила свое приложение для повышения производительности из маркет-плейса для рынков России и Белоруссии, а вторая сначала замедлила поддержку своих продуктов, а затем приостановила их продажи.
Однако в тени происходили куда более серьезные акции. Например, зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов сообщил, что украинский разработчик приложения, входившего в экосистему банка и предоставлявшего легальные условия подписки на получение продуктов питания, фитнес-программ и прочих сервисов, провел мошенническую атаку. Под удар попали все клиенты из ранее накопленной им базы: количество попыток списания средств с их банковских карт доходило до 10 тыс. в минуту, а общее число – до нескольких сотен тысяч, отметил Кузнецов.
Рис. 2. Слежка за военнослужащими в России. Источник: Twitter
Отличились и хакеры группы Anonymous. Осуществив взлом видеокамер, установленных в точках общепита ряда городов центральной России, они инициировали выкладку в Сеть фотографий всех лиц, одетых в военную форму и попавших в поле зрения камер. Высказывается предположение, что целью могут быть дезинформация и попытки психологического давления или шантажа.
Официальная позиция крупных вендоров
Хотя формально каждый крупный вендор принимал решение об уходе из нашей страны самостоятельно, сейчас можно сделать вывод, что сформировался осредненный консенсус. Так, президент Microsoft Брэд Смит (Brad Smith) в своем письме Владимиру Зеленскому отметил, что его компания намерена придерживаться бизнес-подхода в работе с российскими клиентами, которые не подпадают под санкции. «Лишение их обновлений ПО и услуг может поставить под угрозу здоровье и безопасность ни в чем не повинных гражданских лиц, включая детей и пожилых людей», – подчеркнул он, сообщив также о выделении гуманитарной помощи пострадавшим в результате конфликта.
Совершенно очевидно, что эта позиция Microsoft и других авторитетных вендоров носит временный характер и может продлиться квартал или до конца года, не более, после чего им придется принимать более ответственное решение в зависимости от того, что будет происходить вокруг.