Любое упоминание о цифровом рубле вызывает у многих аналогию с биткоином, Etherium и другими криптовалютами. Сравнение часто не в пользу рубля. Почему? В памяти у многих неприятие к криптовалютамсо стороны ЦБ РФ на фоне подчас стремительного роста их курса. Но когда происходят падения, сравнения обычно затухают.
Справедливости ради нужно отметить, что похожую позициюзанимали многие центробанки мира.Например, в Швейцарииирешили попробовать сделать свою страну раем для криптобизнеса, а в Венесуэле и Колумбии, наоборот, находясь в условиях катастрофической девальвации национальной валюты, искали любые возможности для решения экономических трудностей.
Кажется, что будущее криптовалют не определено. Но оценки потребительского рынка говорят о другом. Например, группа Chainalysis ежегодно выпускает «Всемирный индекс принятия криптовалют» (Global Crypto Adoption Index). В Топ-10 стран в 2020 году ожидаемо вошли Венесуэла и Колумбия, заняв соответственно третье и девятое места. Но обратим внимание, что в том же году на первом месте оказалась… Украина, а на втором – Россия.
В рейтинге 2021 года ситуация немного выровнялась, но, как хорошо видно из таблицы 1, Россия практически не отличается от США, Китая и Бразилии.
Индекс принятия криптовалют по странам. Источник: Chainalysis
Похоже, на рынке криптовалют начинаются тектонические изменения. В каком направлении они идут, попробуем разобратьтся.
Настало время перемен
В сознании людей рождение криптовалют связано с философским движением, получившим название «либертарианство». Его последователи определяют личную свободу как один из основных принципов в принятии решений. Этим они сильно напугали государственные институты, вызвав ярко выраженную антипатию в свой адрес. Это отношение распространилось и на криптовалюты.
В то же время рождение криптовалют связывают с разработкой концепции применения криптографии при кодировании сообщений, отправляемых между людьми. Развитием этого направления в 1940-х годах занимались военные, а позднее к разработке этой темы пришли ученые. Например, популярный криптоалгоритм с открытым ключом, получивший название RSA (по первым буквам фамилий своих разработчиков – трех профессоров Массачусетского технологического института), широко используется на крипторынке.
Впрочем, криптография представляет собой лишь вершину айсберга новых идей, связанных с развитием крипторынка. Появление криптовалют – это только начальный этап, который отражает процессы, происходящие в мире, сравнимые по значимости с появлением Интернета.
Web3 на подходе
Бытует мнение, что криптовалюты мало чем отличаются от обычных фиатных денег, являясь, по сути, безналичными деньгами, но без государственной поддержки. Поэтому их используют как альтернативное средство для накоплений, принимая на себя все риски. Отчасти так и есть, но назначение криптовалют значительно шире – они должны стать «новой инфраструктурой» на этапе коренного перелома в развитии современного общества.
Главным трендом недавнего прошлого называли развитие Интернета. Его последние этапы связаны с широким распространением социальных сетей, ростом виртуальной активности пользователей, внедрением ИИ/роботизации. На фоне этих процессов создание цифровых ценностей, в числе которых криптовалюты и NFT, выглядит пока не так значимо.
Первый этап развития современного Интернета (примерно 1990–2005 гг.) был связан прежде всего с широким распространением открытых протоколов и открытого ПО. Их особенность в том, что они развивались децентрализованно, но в основе их строительства лежали принципы управления стихийно формируемым сообществом. Важным элементом стало создание «ценностей», которые «перетекали» на периферию Сети. То есть контент, который порождали сами пользователи, а ИТ-инфраструктура использовалась лишь для поддержки функционирования.
Второй этап пришелся на 2005–2020 гг. и был связан с рождением разрозненных централизованных сервисов. Среди них хорошо известные сегодня системы каршеринга, доставки, видеоконтроля, онлайн-сервисы оплаты и т. д. Управляющая часть новых систем концентрировалась в крупных технологических компаниях.
Согласно оценкам экспертов, сейчас мы находимся в начале нового этапа развития, который часто называют как ‘Web3’. По ожиданиям, он будет сочетать в себе децентрализованное использование контента, управляемое сообществом на базе принципов, развитых на первом этапе, а затем последуют развитие передовых технологий и новая волна роста творчества и предпринимательства.
Столкновение Востока и Запада
Попытки оценки нынешнего этапа приводят к выводу, что происходит столкновение культур. Деление их условно, но проще всего назвать их западной и восточной цивилизацией.
Западная цивилизация стремится создать так называемую олигополию крупных технологических компаний. Это такой тип рынка, при котором доминирующие позиции занимает ограниченное число игроков. По такому пути идет развитие, например, отрасли пассажирских авиаперевозок, где лидируют две крупные фирмы –Boeing и Airbus. Любыми средствами они препятствуют вхождению в их круг других представителей. Если говорить о России, похожей стратегии придерживается Сбер, который в последние годы стремится занять доминирующие позиции по всем возможным направлениям.
В восточной культуре взят курс на развитие цифровой аутентификации и персонализации, но смысл преобразований не в возведении ограничений, а, наоборот, в наращивании цифрового опыта, но под строгим контролем над участниками для сохранения управляемости рынка в виртуальном пространстве.
Эти изменения отражаются и на пользователях Интернета. Если на этапе Web1 Интернет стал источником информации, которая приобрела совершенно новые объемы и доступность, то на этапе Web2 пользователи были вовлечены в активное использование новых инструментов.
Будущее Интернета связывают с развитием площадок и виртуальных сущностей, у которых появится ценность. Нас ждет развитие новых прав владения. Криптовалюты станут инструментом для реализации этих планов.
Интернет с точки зрения пользователей прошел три этапа развития – от Web1 к Web3. Источник: Andreessen Horowitz
Цена имеет значение
Появление криптовалют связывают с необходимостью предоставить всем участникам Интернета равные возможности для реализации своего участия в жизни виртуального пространства. Как указывают аналитики Andreessen Horowitz, в настоящее время они формируются прежде всего в контексте интересов главных инвесторов. Возможно, это происходит неявно, но именно они определяют, что можно, а чего нельзя делать/публиковать в Сети. В свою очередь, те, кто предоставляет инфраструктуру, также оказывают влияние на развитие Интернета, хотя в меньшей мере.
На следующей ступени иерархии находятся разработчики контента: казалось бы, именно их продукты формируют жизнь в Сети, но фактически они лишь предлагают, а сами течения формируют другие.
Ну а рядовые пользователи находятся на самой нижней ступени и рассматриваются просто как потребители.
Значимость групп в Web2 и Web3. Источник: Andreessen Horowitz
«Но при чем здесь криптовалюты?» – спросит читатель. По оценкам аналитиков, криптотокены могут стать инструментом, который объединит все четыре названные группы и создадут условия, которые позволят «управлять ценностями» всем группам.
Любому оркестру нужен дирижер
На первых порах цифровые деньги рассматривались как инструмент для спекуляции и хранения ценностей. Очень долго в разных странах не могли прийти даже к точному определению, чем являются криптовалюты – товаром или биржевым инструментом. Не вдаваясь в детали спора, скажем, что главное здесь в том, что правительства демонстрировали свое несогласие с тем, что цифровые деньги могут получить право на неуправляемый оборот на «их территории», что могло подорвать выстроенную финансовую модель.
При этом каждое государство придерживалось собственного пути, чтобы сдержать неуправляемый рост крипторынка. Например, в Китае был запрещен майнинг, что исключило возможность прямого наращивания гражданами своих криптоактивов, оставив при этом возможность накопления через традиционные финансовые системы. Так был обеспечен контроль за объемом крипторынка.
В США правительство формально ограничило на некоторое время проникновение криптовалют в экономику страны. Но до этого, еще в 2015 году, Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) дала разъяснения, что обладает механизмом для неинтрузивного контроля над сетью Bitcoin. Таким образом, фактически без ввода запрета на обращение криптовалют регулятор объявил, что способен контролировать доходы граждан. Это был прямой сигнал гражданам, что их криптодоходы подлежат налогообложению.
Как показала дальнейшая практика, в США был налажен контроль, но при этом граждане получили возможность свободно приобретать криптотокены, выплачивая в казну налог с полученного дохода.
Россия и криптовалюты
В России отношение к криптовалютам до сих пор остается неоднозначным. С одной стороны, население активно пользуется такими активами, но информация об этом носит больше неформальный характер.
Однако недавно в Госдуму все же внесен законопроект о майнинге. В нем дано определение самого понятия и введен реестр участников. Депутаты предлагают разрешить осуществлять майнинг только с использованием объектов российской ИТ-инфраструктуры или оборудования, размещенного в РФ. Зато обладатели цифровых рублей получат прямую выгоду – смогут управлять денежными средствами в своем цифровом кошельке через мобильное приложение любого банка.
Согласно предложенной архитектуре, ЦБ РФ планирует обеспечить контроль над оборотом цифровых рублей на российском рынке вне зависимости от того, в каком банке клиент размещает свои средства.
Двухуровневая розничная модель платформы цифрового рубля. Источник: ЦБ РФ
Предложенная в России платформа поддержки цифрового рубля выстроена по двухуровневому принципу. Эмитентом и оператором ее выступает Банк России, который будет взаимодействовать с финансовыми организациями через механизмы контроля. На втором уровне будут работать сервисные шлюзы банков и клиенты – организации и рядовые пользователи. Последние смогут открывать через них кошельки цифровых рублей и проводить операции по ним, используя предоставленные банками цифровые сервисы.
Функции проверки клиентов (KYC) будут возложены на банки: они будут использовать привычные методики и предоставлять транзакционную поддержку, обеспечивая защиту от рисков кибермошенничества.
В теории цифровой рубль должен стать частью мировой криптовалютной системы, которая будет выстроена каждым государством с учетом собственного подхода.
Мировой рынок предпринимательства и криптовалют будущего
Пока рано делать выводы, что будет происходить с крипторынком даже в недалеком будущем, но некоторые косвенные черты уже выявлены аналитиками. Например, ожидается всплеск популярности криптотокенов на этапе Web3 с ростом цены в десятки раз. Причем скачки будут идти волнами, а объем находящихся в обращении средств вырастет в разы.
Однако в этих прогнозах фактически используется паттерн, выявленный на этапе восхождения биткоина за последние 10 лет. Обратим внимание на следующее: по оценкам аналитиков, реальный всплеск популярности криптотокенов и рост их ценности придутся на более поздний этап – Web4. Объемы денежных средств, которые перейдут в обращение в цифровую форму, вырастут в сотни раз. Все это указывает на то, что сейчас – время начала перемен.
Прогноз динамики рынка криптовалют, стартапов и социальных медиа. Источник: Andreessen Horowitz
Ближайшие годы рассматриваются аналитиками как время больших возможностей для разработчиков и стартапов. Рынок ожидает всплеск идей и реализаций. Web3 – период расцвета и криптовалют. Пока нет точных ориентиров, как это будет происходить, но уже ясно, что взаимная связь контента и цифровых денег будет способствовать росту. А значит, настало время обратить на это внимание.