Дефицит полупроводников во всем мире поставил под угрозу не только планы компаний по цифровизации, но и обеспечение надежной работы инфраструктурных и клиентских сервисов. Компании обнаружили, что модернизировать ИТ в привычные 5–6 недель уже нереально. А это значит, что надо что-то делать с оборудованием, которое вендор вот-вот снимет с поддержки. Отсутствие гарантии – это всегда риск для бизнеса, так как сервис производителя автоматически прекращается, но при этом вероятность выхода из строя оборудования после 5 лет эксплуатации возрастает примерно на 30%.
Для решения проблемы устаревшего оборудования на ИТ-рынке порядка 30 лет используется услуга продления поддержки систем End of Service Life (EOSL). Ее можно сравнить в некоторой степени с постгарантийным обслуживанием и ремонтом автомобиля. Но если машину передают как «официалам», так и сервису у дома, то с ИТ-оборудованием все несколько сложнее. Гарантией качества услуг может стать только авторизованность вендором сервисного центра, а также опыт его сотрудников по инсталляции, сопровождению и дальнейшему развитию систем. Фактически аккредитованный поставщик технической поддержки выполняет те же самые работы, от которых отказывается производитель: диагностика неисправностей, ремонтно-восстановительные мероприятия, консультационно-справочное обслуживание, выезды на объект и т.д.
У некоторых вендоров есть продленная поддержка после наступления EOSL, но при этом производитель не гарантирует наличия запчастей. Это означает, что он может проинформировать клиента об отсутствии нужного оборудования на складе за пару месяцев и приостановить поддержку. К тому же стоимость такой продленной поддержки от вендора на 20-30% выше, по сравнению с обычной гарантией.
До недавнего времени EOSL-услуги занимали не более 15% всего портфеля сервисных услуг КРОК. Однако с развитием кризиса полупроводников количество запросов на подобные работы выросло почти на треть. Вероятно, в течение ближайшего года, а может быть двух, спрос на услугу будет и дальше расти.
Каковы другие сценарии EOSL? В каких случаях услуга востребована ИТ-директорами?
Наиболее распространенная ситуация – когда компании нужно сократить затраты на ИТ-инфраструктуру без ущерба для бизнеса. Тема экономии на эксплуатации всегда стоит остро, так как много ресурсов забирают новые проекты. В этом случае старое вычислительное оборудование не списывается, его продолжают использовать для работы, например, для тестовых сред разработки. При этом снижение операционных расходов на ИТ может быть осуществлено как в рамках некой глобальной стратегии клиента по отказу от некоторых статей затрат, так и ответом на схлопывание ИТ-бюджетов.
Некоторые российские предприятия сталкиваются со сложностями с обоснованием бюджетов на закупку нового оборудования. Такая ситуация сложилась в одной нефтяной компании. Около пяти лет назад предприятие закупило большой парк программно-аппаратных решений, который использовался в половину от своей мощности. По этой причине финансовый департамент теперь отказывает ИТ-директору в покупке новых систем. Несмотря на их моральную и технологическую устарелость, они продолжают эксплуатироваться достаточно эффективно благодаря поддержке инфраструктуры силами аутсорсингового сервисного центра.
Партнерская поддержка – это не только про EOSL
Привлечение авторизованного вендором поставщика сервисных услуг часто используется не только для продления жизненного цикла оборудования. Так как услуги вендора нередко формализованы и стандартизированы, клиенты предпочитают дополнительно приобретать сервис у подрядчика, который может предложить большую кастомизацию сервисного контракта. Например, прописать в SLA гарантию времени восстановления систем в случае аварий и реализацию дополнительных услуг сверх контракта. Данная кастомизация может как уменьшить требования к поставщику услуги (и в этом случае ее стоимость снизится), так и повысить. Во втором случае речь идет о поддержке систем для критичных сервисов, которым нужна дополнительная страховка от сбоев.