Один из путей – развитие технологий, которые, как мы считаем, могут сыграть решающую роль в преодолении этого кризиса путем создания более совершенной, устойчивой и ориентированной на будущее глобальной экономики.
2020 год заставил нас сделать паузу и дал возможность взглянуть на все иначе, чтобы изменить курс. Теперь у нас есть шанс построить лучшее будущее – будущее, основанное на экологически безопасном и рассчитанном на долгосрочную перспективу социально-экономическом развитии, которое заставит технологии работать на благо общества и общественного благополучия.
Пять лет назад мир выступил против изменения климата. В историческом знаменательном соглашении, подписанном в Париже и принятом 196 странами, мы договорились взять на себя общее дело борьбы с глобальным потеплением и способствовать повышению устойчивости к воздействиям климатических изменений. Соглашение обеспечило технологическую основу для достижения этих целей, для расширения возможностей и содействия построению экологически чистого будущего, устойчивого к изменению климата. Большинству в то время было трудно представить, что глобальная пандемия полностью перевернет наши экономики и вызовет потрясения во всех аспектах нашей жизни. Тем временем угроза пандемий росла, а развитие человечества наносило ущерб окружающей среде. Пришло время сменить ориентиры и по-новому взглянуть на перспективы устойчивого развития.
Заглядывая в будущее, мы знаем, что к 2030 году население мира вырастет в общей сложности до 8,5 миллиардов человек. К тому времени еще 3 миллиарда человек увеличат дополнительную покупательную способность, что приведет к росту спроса на продукты и услуги, и в результате окажет огромное давление на естественные системы Земли. Глобальный спрос будет только расти, и представители разных отраслей и правительства разных стран должны сотрудничать, чтобы удовлетворить этот спрос без ущерба окружающей среде. Для этого заинтересованные стороны в государственном, частном и некоммерческом секторах должны принять концепции устойчивого развития и экономики замкнутого цикла.
С началом пандемии мы стали лучше понимать крупнейшие проблемы мира и пути повышения устойчивости. Цифровизация оказалось ключом к нашему выживанию и устойчивому развитию некоторых из наиболее важных секторов. Эти изменения никуда не денутся и после COVID-19. Исследование 2020 года «European Attractiveness Survey 2020», проведенное EY, показал, что 82% респондентов ожидают в ближайшие три года ускорения внедрение технологий в результате кризиса в области здравоохранения, что даст возможность закрепить эти изменения на более постоянной основе.
В России, например, рынок медицинских изделий пока невелик и занимает около 1,5% мирового рынка. Объем данного сегмента рынка 2019 г. в РФ составил более 304,9 млрд рублей, что на 6% больше предыдущего года. Согласно прогнозам экспертов, к концу 2024 года объем рынка медицинских изделий может достигнуть 450 млрд. руб. Как ожидается, доля российских производителей возрастет до 32%. С учетом мер поддержки, доля российских производителей за период до 2024 года увеличится с 23 до 32%. О проблемах переработки и утилизации медицинских изделий нужно думать уже сегодня.
Возобновляемые источники энергии, переработка и повторное использование материалов, могут решить некоторые из наиболее серьезных проблем сегодняшнего дня, а цифровые технологии способны обеспечить инфраструктуру для всех этих жизненно важных процессов. Благодаря усовершенствованным видеозвонкам и мгновенной связи цифровизация может помочь сократить выбросы за счет уменьшения потребности в поездках и командировках. На транспорт приходится 21% мировых выбросов, 73% – в результате коротких поездок. Появляющиеся в настоящее время новые технологии и их конвергенция обеспечат развитие транспортного сектора и вызовут его самые драматические за последнее столетие изменения и устойчивую трансформацию. На макроуровне цифровые технологии за счет внедрения решений в области энергетики, сельского хозяйства и землепользования, строительства и услуг уже могут помочь сократить глобальные выбросы углерода до 15%. Это одна треть от 50% сокращения выбросов СО2, которого необходимо добиться к 2030 году.
Помимо новых технологий, государственный и частный секторы могут способствовать циклическому восстановлению и переходу к экономике замкнутого цикла, гарантируя, что вышедшие из употребления технологии и продукты возвращаются обратно в цепочку поставок. В офисах по всему миру технологии обновляются, а их предшественники выходят из употребления. Если технология по-прежнему жизнеспособна, важно, чтобы она использовалась, а если она достигает конца своего срока службы, очень важно, чтобы соответствующие материалы были переработаны и возвращены в цепочку поставок для создания новых продуктов. Благодаря такому подходу, который делает циклическую переработку основой отраслей, мир может получить к 2030 году экономические выгоды в размере 4,5 триллиона долларов. Однако для реализации данного потенциала потребуется беспрецедентное сотрудничество, учитывая, что сегодня в мире только 8,6% процессов строятся по замкнутому циклу.
В связи с быстрым приближением COP26 у нас есть шанс не только на новые амбиции в отношении экологических целей, но и возможность переосмыслить наше нынешнее затруднительного положения. Мир переходит к восстановлению экономики. Мы можем обновить свои цифровые стратегии, чтобы действительно изменить ситуацию, заложить в основу наших усилий принципы устойчивого развития. Правительства стран мира призваны сыграть в этом центральную роль, поскольку более разумный и устойчивый прогресс требует инновационного лидерства. Для этого нужно смелое видение и международная цифровая стратегия, которая поможет воплотить данное видение в реальность, стратегия, которая полностью переосмысливает способ разработки и применения технологий.
Государственный сектор может очень многое сделать, чтобы поддержать это направление. С одной стороны, лица, определяющие политику, несут обязательство перед гражданами по продвижению долгосрочных устойчивых экосистем за счет реализации правил и услуг, согласованных с принципами устойчивого развития, таких как переход к безбумажным операциям для сокращения отходов и использования водных ресурсов. Но мы можем выйти за рамки этого и пойти еще дальше, например, консолидируя центры обработки данных и ИТ-инфраструктуру, используемую для ведомственных приложений, чтобы снизить требования к электропитанию.
В этой стратегии нельзя упускать из виду и частный сектор. Его роль в качестве основного фактора роста и создания рабочих мест делает частный сектор бесценным активом для формирования устойчивого будущего, однако проблемы нынешней экономической модели огромны и только нарастают. Правительства могут помочь отраслям выбрать лучший курс, решая проблемы растущего потребления ресурсов и одновременно способствуя устойчивости и инновациям.
Цифровая трансформация, ориентированная на автоматизацию и большие данные, сыграет здесь свою роль. Продвинутые приложения ИИ помогут приблизить нас к циклическим бизнес-моделям с оптимизированным управлением запасами и рабочими процессами. С помощью ИИ мы также наконец-то сможем замкнуть цикл использования и переработки продуктов и материалов для улучшения инфраструктуры «обратной логистики», необходимой для разборки и переработки продуктов.
Россия отстает от мира во внедрении экономики замкнутого цикла, хотя есть и технологии, и интерес со стороны бизнеса. Нужна тонкая и предметная настройка секторов по вторичному использованию ресурсов со стороны государства. В РФ высокий потенциал замкнутой экономики ввиду структуры экономики страны. Она основана на первичных переделах, то есть тех, где образуется самое большое количество отходов производства. Однако Россия отстает от среднемировых цифр по уровню переработки. Сейчас технологии экономики замкнутого цикла ушли далеко вперед. Это позволяет вовлекать в оборот большее количество отходов, ранее непригодных для переработки; кроме того, расширилось количество видов отходов, поддающихся переработке, — теперь в них входят пластик, резина, шламы, золошлаки и т. д.
Сокращение отходов и выбросов, связанных с производством и использованием продуктов, — это только часть уравнения. Данный подход должен распространяться на любую практику и охватывать целые организации. Речь идет о культивировании нового мышления, использовании инноваций и предоставлении платформ для новых технологий с целью решения некоторых из величайших проблем, стоящих перед обществом. Это требует комплексной стратегии, основанной на ответственной деловой практике с участием ключевых заинтересованных сторон на разных уровнях. Теперь правительства настроены работу и могут стать лидерами в увеличении расходов и инвестиций, которые могут поддерживать предприятия, расширять их возможности и помогать увидеть истинный потенциал в инновациях, превращая теорию в практику.
тобы достичь глобальных целей и сократить вдвое выбросы к 2030 году, нам необходимо максимально использовать технологии на разных уровнях развития. Облачные вычисления, промышленная автоматизация первого поколения и мобильные сети 3G и 4G, среди прочего, уже служат основой для значительного повышения эффективности. Затем – 5G, искусственный интеллект, инновации в области данных и дроны. Все они зависят от возможности подключения и открывают совершенно новые возможности. При наличии правильных политических рамок и четкой стратегии по климату эти технологии будут способствовать продвижению общества к экономике замкнутого цикла и бережливости, ориентированной на повышение ценности услуг при одновременном сокращении отходов и загрязнения окружающей среды.
Возможности технологий для обеспечения устойчивого развития и перехода к экономике замкнутого цикла уже есть, и прошедший год показал, что, объединившись для общего дела, мы можем преодолеть насущные социальные проблемы. Теперь у нас есть возможность еще раз воспользоваться моментом и наметить лучший курс для нашего выздоровления, в основе которого лежат устойчивость и природосбережение. Задача политиков, простых людей и бизнеса – сотрудничать и заставлять технологии работать, чтобы мы могли строить лучшее будущее.