Компания Facebook больше не хочет ассоциироваться только с социальной сетью и намерена позиционировать себя как «метавселенная» — онлайн-пространство, где пользователи взаимодействуют друг с другом, используя современные технологии, включая виртуальную и дополненную реальность.
В конце сентября компания объявила о планах инвестировать $50 млн в развитие виртуального пространства, отметив, что для полного развития может потребоваться 10–15 лет, а спустя месяц сообщила о ребрендинге в Meta.
Сразу после соответствующего объявления акции Facebook подскочили в цене на 2,5%, что в мире традиционных финансов считается неплохим результатом маркетингового хода. Но в одном из самых пыльных уголков криптоиндустрии (буквально в «песочницах») ребрендинг Facebook произвел настоящий фурор. Токены некоторых существующих метавселенных с использованием блокчейна многократно увеличились в цене за считаные дни. Импульс был настолько сильный, что даже спустя месяц некоторые из этих активов сохраняют положительную динамику без намека на коррекцию.
По данным CoinMarketCap, за неделю после объявления о переименовании Facebook экосистема метавселенных выросла на 593%. Производительность цены токенов Decentraland (MANA) и Sandbox (SAND) составила 302 и 174% соответственно, в то время как ENJ и AXS выросли на 50 и 10%.
В целом же, если Facebook сделал на своем объявлении 2,5% на следующий день и примерно 9% за месяц, то токены метавселенных всего за пару дней выросли в среднем в 2,5 раза. На первый взгляд это лишний раз доказывает спекулятивность рынка и его зависимость от любых новостей, неважно, хороших или плохих, которые хоть как-то его касаются.
Давайте посмотрим, что собой представляют существующие метавселенные с использованием блокчейна, а потом попробуем понять, есть ли в этом хоть какой-то смысл и не приведет ли искусственная эйфория, возникшая с подачи Facebook, к очередному разочарованию.
Decentraland (MANA)
Это одна из самых первых и, пожалуй, одна из наиболее известных реально работающих метавселенных, использующих блокчейн. Разработчики позиционируют Decentraland (MANA) как платформу виртуальной реальности, работающую на блокчейне Ethereum, «которая позволяет пользователям создавать, использовать и монетизировать контент и приложения». В этом виртуальном мире пользователи покупают земельные участки, где они впоследствии могут перемещаться, строить и монетизировать разрабатываемый ими контент.
История Decentraland началась в 2017 году с ICO (первоначального предложения монет), собравшего $24 млн. Закрытое тестирование самого виртуального мира стартовало в 2019 году, а в феврале 2020-го метавселенная открылась для широкой публики. На тот момент в ней уже были участки LAND в формате NFT, интерактивные игры, обширные трехмерные сцены и множество других интерактивных возможностей.
Decentraland использует два токена: MANA и LAND. MANA — это токен ERC-20, который необходимо сжечь, чтобы получить невзаимозаменяемые токены ERC-721 LAND. Токены MANA также можно использовать на торговой площадке Decentraland для оплаты ряда аватаров, носимых устройств, имен и т. д. В терминах традиционного гейминга MANA — это внутриигровая валюта, только доступная более чем на 100 криптобирж.
В то же время Decentraland трудно назвать массовой метавселенной. Это обусловлено рядом ограничений как самой платформы, так и блокчейна, который она использует.
Метавселенная Decentraland состоит из 90 601 отдельных участков земли (LAND), каждый из которых представлен невзаимозаменяемым токеном ERC-721. Стандартный участок LAND имеет размер 16×16 м и может быть найден по определенным координатам в метавселенной.
Хотя владельцы LAND могут обустраивать свой участок по собственному усмотрению, большая часть метавселенной в целом разделена на несколько районов, различающихся размером и тематикой. Они были созданы путем индивидуальных распродаж для владельцев токенов MANA, и участки LAND в этих районах не могут быть проданы.
Однако в настоящее время пользователи Decentraland монетизируют свои LAND с помощью аренды, рекламы и платных услуг. Аналогичным образом другие пользователи получают доход, создавая и продавая различные предметы на торговой площадке Decentraland за токены MANA.
Большим плюсом Decentraland можно считать децентрализацию, поскольку она относится к растущему числу метавселенных, использующих структуру DAO (децентрализованная автономная организация) для принятия управленческих решений. В результате держатели токенов MANA контролируют развитие мира Decentraland, внося свои предложения и голосуя по вопросам обновления политики, особенностей предстоящих аукционов LAND и типов контента, разрешенных в метавселенной.
Большой минус Decentraland в том, что она стремительно централизуется вокруг держателей LAND, а наибольшие возможности монетизации имеются у владельцев LAND. Ну, извините! Опоздавшему кости.
Кроме того, Decentraland часто критикуют за примитивную по нынешним временам графику и то, что в игровой индустрии называют gameplay, то есть качество игрового процесса. Это вполне справедливо: метавселенная Decentraland часто напоминает игру из 90-x. Но в этом плане ее даже переплюнула Sandbox.
Sandbox (SAND)
Виртуальный мир из маленьких цветных кубиков уже эксплуатируется популярной многопользовательской игрой MineCraft. Так вот, Sandbox — это его децентрализованная версия, которая также находится на подъеме из-за предстоящего превращения Facebook в Meta.
The Sandbox — многопользовательская «песочница», игрушечный пиксельный мир, в котором пользователям предоставляется возможность обустраивать свои участки с уникальными объектами. Так же, как и в Decentraland, участки самый ценный ресурс из-за их ограниченного количества.
Sandbox позиционируется разработчиками как «виртуальный мир, в котором игроки могут создавать, владеть и монетизировать свой игровой опыт в блокчейне Ethereum, используя SAND, служебный токен платформы».
Ключевой для платформы The Sandbox считается возможность «создавать игровые активы (ASSET) с нуля, загружать их на рынок, а затем монетизировать их через блокчейн».
Проект развивается таким образом, чтобы каждый пользователь смог реализовать собственные идеи, создать свою игру. Причем команда проекта утверждает, что для этого не требуются навыки программирования, поскольку для разработки предусмотрено специализированное ПО. В частности, для создания игровых предметов NFT используется собственный развитый редактор Voxel Editor.
Графическая составляющая проекта работает на движке Unity. Поэтому, применяя ПО Game Maker, пользователи могут создавать игры различных жанров: RPG, приключения, с открытым миром и т. д. Программное обеспечение регулярно обновляется, с каждым разом предоставляя все новые возможности.
Bloktopia (BLOK)
Вы спросите, а есть ли что-то более серьезное, чем игрушечные версии реального мира для разработчиков и криптоэнтузиастов? Да, есть. Это, например, метавселенная Bloktopia, которая по замыслу разработчиков представляет собой виртуальный бизнес-центр формате 21-этажного виртуального здания, состоящего из 21 млн блоков.
Держатели токенов проекта Blocktopia называются блоктопианцами. По замыслу разработчиков, они смогут получать доход за счет владения недвижимостью, рекламы, игр, построения сетей и многого другого.
Визуализации проектов, предусматривающих обустройство своих блоков в этом мире, действительно впечатляют. Недаром криптовалютная биржа Binance NFT выкупила 100 блоков, чтобы создать «виртуальную штаб-квартиру в Bloktopia».
Кстати, другая криптобиржа, Gemini, пошла еще дальше, собрав $400 инвестиций для открытия представительств сразу в нескольких метавселенных на основе блокчейна, которые составят конкуренцию заклятому сопернику близнецов Винклвоссов.
Зачем все это?
В самом деле, зачем нужны плохо прорисованные миры, в которых все стоит каких-то безумных денег и каждая транзакция, если для нее используется Ethereum, влечет за собой огромную комиссию в размере $40–50, а то и выше?
Виртуальный мир дает обеспеченным людям не только радость обладания редкими цифровыми предметами, но и возможность выгуливать их, как вечернее платье, демонстрировать другим таким же, а там, глядишь, и продать втридорога.
Теоретически землю, дома и одежду в метавселенной можно купить дешево на этапе генезиса, то есть создания, и продать дорого позже, но это не точно. Потому что редкость NFT заранее обычно неизвестна. Как правило, они продаются в черных ящиках — Blindbox. Мир NFT и GameFi очень спекулятивен по своей природе. Почему именно Бипл получил свои $69 млн за NFT? Явно не потому, что у его коллажа есть какое-то практическое применение, а потому, что группа инвесторов в его бессмертное полотно надеется через какое-то время продать этот NFT подороже.
Sensorium Galaxy (SG)
Компания Sensorium Corporation, основателем которой является Михаил Прохоров, создает свою метавселенную под названием Sensorium Galaxy (SG). В разработку проекта инвестировано $100 млн. Криптовалюта этой метавселенной уже продается, большое ее количество — на несколько миллионов долларов — приобрели принадлежащий компании Square Inc. стриминговый сервис Tidal и созданная американским рэпером Jay-Z развлекательная компания Roc Nation.
Метавселенная Sensorium Galaxy — это социальная VR-платформа с игровыми механиками. Пользователи могут создавать себе аватары, взаимодействовать друг с другом и исследовать разные миры — в SG их уже три.
В мирах метавселенной Sensorium Galaxy можно будет посещать концерты известных музыкантов, медитировать и, конечно же, покупать цифровые активы.
Покупать — ключевое слово. Метавселенные — плод фантазии, но средства в них циркулируют вполне реальные. И если сегодня количество «обитателей» всех существующих метавселенных не превышает нескольких сотен тысяч человек, то в реальном мире более 3 млрд людей, которые хотя бы эпизодически проводят свободное время за компьютерными играми. Из них 13% утверждают, что играют прежде всего для того, чтобы расширить границы общения в Интернете. То есть потенциально 400 млн человек смогут мигрировать в метавселенные, по сути являющиеся геймифицированными социальными платформами. И все они придут не с пустыми руками…
«В ближайшие десятилетия метавселенная может стать многомиллиардной частью мировой экономики, — сказал в интервью Bloomberg генеральный директор игровой студии Epic Games Тим Суини. — Следующие три года станут решающими для всех компаний, стремящихся к созданию метавселенных. Я говорю об Epic, Roblox, Microsoft, Meta. Это своего рода гонка за миллиардом пользователей, и кто первым привлечет аудиторию, тот и станет предполагаемым лидером в установлении стандартов».
Социальные последствия метавселенных
Любое развитие технологий — это хорошо. Многие могут возразить: в реальном мире не все проблемы решены, поэтому в виртуальных будет не лучше. С этим трудно не согласиться, но виртуальные миры уже используются массой людей для заработка в игровой индустрии. Как киберспорт в какой-то момент стал профессиональным занятием, так и работа в секторе GameFi, которую называют Play-to-Earn, становится для многих людей основным способом заработка.
Больше других преуспели в этом филиппинцы. Правительство там даже налог пытается ввести для тех, кто зарабатывает на играх в стиле Axie Infinity (AXS).
Любой, кто не жил последние два года в пещере, как минимум догадывается, почему игровая индустрия и GameFi все это время растут. Это одна из немногих сфер, которым истерика вокруг Covid-19 и связанные с ней локдауны приносят ощутимую выгоду.
Халявы не будет
Все хорошие вещи сначала появляются, потом недооцениваются и только после этого вызывают восхищение. С точки зрения обычного пользователя, современные метавселенные на блокчейне — это странные, плохо прорисованные миры, где небольшие армии сторонников строят свою экономику и экосистему. Для основной массы пользователей того же Facebook, например, эти миры выглядят мало привлекательными и почти бесполезными. Но так же когда-то выглядел и «Линукс», а сейчас он в каждом утюге. Именно его мобильные версии вывели смартфоны и планшеты на массовый рынок.
Марк Цукерберг давно известен тем, что норовит использовать чужие идеи. Стоит только чему-то перспективному начать приобретать популярность, как он тут как тут. В криптосообществе его активность в направлении метавселенных вызывает гнев и возмущение.
В частности Дэвид Моррис, главный обозреватель CoinDesk, написал статью, в которой будущая метавселенная Facebook представлена как цифровая версия ада.
«Facebook крадет еще одну криптоидею для своего бессмысленного ребрендинга. Но представление Марка Цукерберга о метавселенной имеет мало общего с открытым, интероперабельным видением, впервые сформулированным индустрией блокчейнов», — считает Моррис.
Что же не так будет с виртуальным миром фейсбука, по мнению Морриса? Он находит, что ребрендинг Facebook и решение этой компании о многомиллиардных инвестициях в метавселенную напоминают поведение рискованного стартапа, который стремится привлечь пользователей и новых инвесторов по принципу «вам нужно вложить деньги, чтобы затем получить прибыль», но шансов на успех в данном случае так же мало, как и у Diem.
«Метавселенная» — вторая модная концепция, которую Facebook незаконно присвоил у индустрии блокчейнов. Скорее всего, эта украденная идея будет так же плохо реализована, как и предыдущая хваленая затея Цукерберга — потенциальная стабильная монета Libra, теперь известная как Diem. Тогда Facebook так сильно облажался с запуском, что пришлось переименовать продукт. Знакомо выглядит, верно?» — пишет Моррис
Автор предполагает, что принцип «вложись, чтобы заработать» будет использоваться и по отношению к самим пользователям, когда то, что, по его мнению, по сути не будет метавселенной, окажется запущено.
«Там будут взимать плату с авторов, которые, скажем, создают виртуальный свитер. Цукерберг даже предупредил, что на какое-то время плата за платформу будет высокой», — пишет Моррис.
Итак, чем же отличается эта концепция от того, что уже существует во внезапно взлетевшем секторе метавселенных на блокчейне? По мнению Морриса, тем, что всегда отличает корпоративные разработки от проектов с открытым исходным кодом — централизацией.
Кроме того, поскольку Facebook имеет практически неограниченный бюджет на разработку, можно ожидать, что графика и пользовательский опыт будут на высоте. А это именно то, чего не хватает существующим решениям в области метавселенных на блокчейне.
Скорее всего, Meta станет чем-то вроде качественно улучшенной Decentraland или просто купит один из таких проектов, добавит ему глянца, ускорит и будет монетизировать уже как свой собственный.
Важно понимать, что виртуальные миры есть, их много, они постепенно развиваются. Просто людей там пока мало, и все на свете, как правило, стоит ощутимых денег. Так что сейчас это игрушки для тех, у кого есть лишние деньги. Во всяком случае, пока.