Выбрать страницу

В 2020 году больше половины, а если точнее — 64%, представителей российских компаний отметили важность цифровой трансформации. Это в 2 раза больше, чем три года назад, — в 2020 году только треть респондентов ответили, что подходят к вопросу системно и проводят трансформацию в рамках специальной стратегии.

Цифровое развитие закономерно выходит на передний план в стратегических планах крупного и среднего бизнеса. В мире после COVID-19 организациям требуется большая степень автоматизации и ИT-, и бизнес-процессов.

На чем сегодня строятся комплексные корпоративные решения, как бизнес и госкомпании строят свои экосистемы, какие цели и задачи решает цифровая трансформация и что она в себя включает, рассказывает Михаил Грибов, управляющий партнер ГК IT Expert.

Зачем бизнесу и госструктурам нужна цифровая трансформация

Рынок ИТ-услуг развивается, только за 2020 год он вырос на 14% и достиг объема в 411,61 млрд рублей. Процесс цифровизации набирает обороты: эксперты предполагают, что в 2023 году мировой рынок цифровой трансформации вырастет до $2,3 трлн.

Важно разделить и не путать такие понятия, как цифровизация и цифровая трансформация. Цифровизация — точечный переход процессов в digital-сферу, например, оцифровка архива и создание на его основе базы данных. Цифровая же трансформация затрагивает все стороны предприятия: производство, клиентский сервис, отчетность, обучение сотрудников, системы безопасности. Компании уделяют больше внимания изучению клиентского опыта, а продуктовый подход в сочетании с цифровыми технологиями управляет ценностью продукта.

Цифровая трансформация выводит компанию на новый уровень. Единая цифровая платформа позволяет:

упростить и стандартизировать взаимодействие между подразделениями, отделами и сотрудниками;
создать и эффективно использовать экспертные системы поддержки принятия решений;
сформировать системы управления активами;
управлять бизнес-процессами в реальном времени;
настроить сквозную аналитику, принимать решения и управлять ценностью продукта на основе данных;
улучшить клиентский сервис;
повысить продуктивность сотрудников, стандартизировать образовательные практики;
обеспечить безопасность данных и снизить риски.

Необходимость глобальной цифровизации осознает не только бизнес, но и государства — за последние годы многие страны внесли проекты по цифровой трансформации в стратегические программы на ближайшую декаду.

Согласно рейтингу Digital Evolution Index, первые места по цифровизации госструктур занимают Сингапур, Великобритания, Новая Зеландия, ОАЭ, Эстония, Гонконг. В качестве перспективных стран эксперты отметили Китай, Кению, Россию, Индию. В России курс на цифровизацию экономики и государственных институтов взяли еще в 2017 году в программе «Цифровая экономика». На период с 2019 по 2024 год на этот проект выделено
1 100 млрд рублей. Проекты по цифровизации охватывают почти все сферы: здравоохранение, образование, экономику, государственное управление.

Экосистемы

Экосистема — основа цифровой трансформации. Она объединяет ИТ- и бизнес-функции организации: управление ИТ, работу с персоналом HR и талантами, административно-хозяйственную деятельность (АХО), бухгалтерский учет, закупки.

Единая платформа решает большинство проблем, препятствующих цифровизации компании: технологическую разрозненность систем управления, отсутствие информации по ИТ-мощностям, сложные интеграции различных сервисов, неоправданные издержки на внедрение и поддержку процессов. Экономия только на лицензиях может достигать 25%.

Отсутствие экосистемы делает невозможными оперативные изменения и нововведения — ИТ-службы не успевают за бизнес-потребностями. Самописные или устаревшие технологии не позволяют развивать процессы управления ИТ или внедрять новые и не обладают необходимой гибкостью и набором технологий автоматизации (low-code, bpm, AI). Это тормозит развитие системы управления ИТ в целом и замедляет процесс цифровой трансформации организаций.

Кроме того, нередко ранее внедренные системы западных производителей уже не поддерживаются вендором, что еще сильнее усложняет модернизацию и затрудняет развитие. В работе на иностранным ПО в целом есть риски санкционных ограничений, к тому же с 2016 года в России взяли курс на цифровое импортозамещения: госорганы и компании, промышленные предприятия и банки обязаны заменять иностранные ИТ-системы на программы и оборудование российского производства.

В 2024 году как минимум 70% закупок ИT-продукции от общего бюджета на программное обеспечение должно приходиться на отечественные цифровые решения.

Технологические составляющие платформы

Современная экосистема стоит на трех китах управления: проектами, стоимостью ИТ-услуг и персоналом. Она позволяет создавать единые центры обслуживания, что особенно важно для компаний и холдингов с филиалами в разных городах и странах.

Обязательный технический минимум:

BPM-движок, который позволяет легко автоматизировать сложноструктурированные и гибкие неструктурированные процессы и предоставляет наглядные инструменты для анализа, поиска узких мест и оптимизации;

LCAP для легкого создания собственных ИТ-решений: low code не требует написания кода, а значит, доступна широкому кругу пользователей. Настроить такую платформу можно без навыков программирования;

открытый API для легкой интеграции различных сервисов;

AI-технологии для ускорения принятия решений и повышения их точности.

Из необязательных, но важных дополнительных характеристик, стоит упомянуть технологии Open-Source, поддержку и совместимость с разными СУБД, визуальный редактор интерфейсов, бесшовную установку обновлений, расширенные инструменты для работы с данными и аналитикой.

Платформа должна быть надежной, отказоустойчивой и легко масштабироваться. Так, экосистема ускорения, контроля и поддержки цифровой трансформации от IT Expert предлагает готовые шаблоны и расширения. Особенно это удобно для компаний, у которых нет своего отдела разработки: не нужно ничего разрабатывать с нуля, можно сразу получить готовый результат и многократно ускорить адаптацию и внедрение системы.

Экосистемы и бизнес-платформы позволяют применить подход гиперавтоматизации для финансовой службы, службы кадров, маркетинга, а также с помощью единой платформы управлять аналитикой, разработкой, ресурсами, проектами и другими направлениями бизнеса. В Gartner ожидают, что к 2024 году организации снизят операционные расходы на 30% за счет изменений, связанных с гиперавтоматизацией.

С 2020 года рынок гиперавтоматизации вырос с $481,6 млрд до $532,4 млрд, и аналитики прогнозируют, что в 2022 году рынок еще увеличится и достигнет практически $600 млрд.

Как крупные компании реализуют экосистемы

Здесь проще рассказать на примере двух наших клиентов из противоположных областей — ИТ и горнодобывающая промышленность.

СберСервис — одна из крупнейших в России сервисных ИТ-компаний по обслуживанию экосистемы Сбера и сторонних организаций. Авторизованный партнер более 50 мировых вендоров, 2,5 млн единиц оборудования по всей России, более 6000 сервисных инженеров в штате — в СберСервис исторически сформировалась сложная и децентрализованная архитектура ИТ-сервисов. Часть программных продуктов морально устарела, например, OpenView 4.5 снят с поддержки у HP еще в 2012 году.

ITSM СберСервис нуждалась не просто в точечных доработках, а в комплексной модернизации: pre-sale, продажи, диспетчеризация, обработка сервисных заявок, контроль, мониторинг качества сервиса. Для модернизации выбрали платформу ITSM box Creatio — набор модулей для ускорения, контроля и поддержки цифровой трансформации.

Платформа предоставила все необходимые компоненты: CRM, BPM, ITSM, диспетчерский центр, IP-телефонию и другие подсистемы. Платформа обеспечила бесшовную интеграцию со всеми компонентами информационного обмена.

Кейс из другой отрасли — это автоматизация ИТ-процессов в «Казатомпром», одном из крупнейших мировых поставщиков урана, имеющем свыше 40 дочерних предприятий и 20 000 сотрудников. Экспертная группа спроектировала, модернизировала и внедрила 21 ИТ-процесс, в числе которых управление инцидентами и сервисными запросами, уровнем услуг, ИТ-активами, конфигурациями, изменениями, доступами.

Что получили по итогам сотрудничества:

внедрили практики сравнительного анализа работы подразделений и ДЗО на основе унифицированных показателей деятельности;

создали систему своевременного контроля исполнения задач на всех уровнях;

оптимизировали процессы предоставления ИТ-услуг и управления доступами;

добились значительной экономии ресурсов.

Команде проекта удалось выполнить все работы без остановки деятельности компании и бесшовно внедрить новые процессы в текущую систему управления компаний.

Экосистема — основополагающая часть цифровизации компании, без нее невозможно эффективно внедрять современные практики ИТ-управления. Она объединяет все бизнес-процессы в едином поле. Когда операционная деятельность автоматизирована, на текучку тратится гораздо меньше ресурсов, а потому компания может сконцентрироваться на стратегических задачах.

Учитывая государственный курс на импортозамещение в сфере ИТ, важно и то, что в России есть собственное ПО, спроектированное по мировым стандартам и занимающее лидирующие позиции в рейтингах Gartner наравне с такими компаниями, как Micro Focus (HP) или IBM.