Разберём основные причины роста цен.
Логистика требует времени
ИТ-бизнес в России столкнулся с нехваткой оборудования, большую часть которого импортировали из Европы и США. Так, Intel и AMD приостановили поставки микропроцессоров. В страну запретили экспорт квантовых компьютеров, высокотехнологичной электроники, передовых полупроводников.
Логистические трудности разорвали привычные цепочки поставок, а новые ещё не сформировались.
Forbes сообщает, что российский бизнес ощутит дефицит серверов и комплектующих в следующие 3-6 месяцев. Эксперты видят два пути решения проблемы:
Серый, или параллельный, импорт. 30 марта правительство легализовало ввоз в страну санкционного оборудования без согласия правообладателя. Это позволит закупать его у посредников в соседних странах, которых не коснулись ограничения. Потребуется время, чтобы получить конкретные ценовые предложения, информацию о сроках поставок и гарантиях.
Переход на китайское оборудование. Об этой возможности говорят и зарубежные эксперты. Bloomberg
называет Китай главным импортёром техники в Россию: треть полупроводников, а также половину ПК и смартфонов поставляют в страну китайские предприятия.
В целом аналитики сходятся во мнении: компании не хотят терять крупный российский рынок. Задача — наладить механизмы поставок. Юрий Брюквин, директор аналитического агентства «Рустелеком»,
считает, что сложности будут только на первом этапе. Со временем ситуация придёт в норму: логистику наладят и будут закупать оборудование через страны, не поддержавшие санкции.
Отечественное оборудование: низкая конкуренция — высокий спрос
Что касается софта, то большинство экспертов сошлись во мнении: уже десять лет отрасль следует курсу на импортозамещение, поэтому переход на отечественное ПО будет достаточно безболезненным. А техническая поддержка ушедших сервисов может перейти к игрокам внутреннего рынка, компаниям-интеграторам.
Однако спрос на российские решения напрямую повлиял на цены. Так, мы наблюдаем ажиотаж вокруг серверов отечественного производства. Серверные платформы собирают из зарубежных компонентов. Запасы комплектующих ограничены, новые поставки — под вопросом. Чтобы минимизировать риски и быстро заработать, пользуясь уходом конкурентов, производители начинают спекулятивную игру, повышая цены.
Облачные провайдеры тоже сообщили о новой стоимости сервисов — она выросла на 50–60%. В качестве причин компании указывают подорожание серверного оборудования и сложности с логистикой. Таким образом российские «облачники» надеются компенсировать издержки, используя массовый переход клиентов от ушедших Microsoft Azure, Google Cloud, Amazon AWS.
Кадры: привлечь, удержать, мотивировать
Как сообщает Российская ассоциация электронных коммуникаций, в феврале и марте 2022 года из страны уехали 50–70 тысяч ИТ-специалистов. Особенно отток повлиял на производителей программного обеспечения, системных администраторов, экспертов по кибербезопасности. На оставшихся российских разработчиков легла дополнительная нагрузка. Она вызвана не только ажиотажным спросом, но и необходимостью в усиленном режиме работать над безопасностью ИТ-инфраструктуры, а также над созданием отечественного ПО.
Чтобы привлечь, удержать и мотивировать сотрудников, владельцы компаний повышают зарплаты. Как сообщает HeadHunter, средние зарплаты в ИТ на начало апреля уже на 21% превышают суммы, актуальные для апреля прошлого года. А по данным SuperJob, средняя зарплата программиста в России к концу года может вырасти на 25%. Рост цен становится компенсацией расходов на кадры.
В то же время Валентин Макаров, президент ассоциации «РУССОФТ»,
считает, что ситуация уже стабилизировалась: первая паника прошла, и часть специалистов возвращается в Россию. Их количество уже равно количеству уезжающих. В России вернувшихся ждут амбициозные задачи при работе над отечественными проектами.