Совсем недавно мы с удивлением выяснили, что многие не просто позабыли, но даже никогда и не знали, что такое торренты. Новое поколение, привычно пользующееся широкополосным Интернетом, и не задумывается о каких-либо ограничениях скорости или о возрастающей нагрузке на серверы. Мы решили восполнить этот пробел, тем более что протокол BitTorrent до сих пор актуален, а возможно, вскоре будет вновь востребован.
Елки зеленые! И эти люди собираются победить мировое зло!
Пухленькие ручки и ножки, мамины вкусные обеды каждый день, большие наивные глазки на пол-лица и худи «оверсайз». Кажется, парень всерьез думает, будто нет никого опаснее, чем он и несколько его приятелей — разгневанных мальчиков и девочек, у которых отобрали пакет офисных приложений, новую красивенькую ось, макбургер и новинки от Netflix.
«…Мы будем бороться за все хорошее против всего плохого! А если не получится миром, мы не боимся войны! Вот в США несогласные штурмуют Белый дом и ничего… Мы тоже можем так… а не поможет — придумаем что-нибудь еще! Вы трусливо молчите, а мы не будем, мы настоящие люди будущего!»
Слушая подобные речи онлайн, непроизвольно думаешь: «Ух ты, какая нынче грозная молодежь пошла! Такими темпами они сейчас сделают революцию, разберутся со всеми коррупционерами и построят совершенно другое общество, создадут новый сияющий град на холме!»
Сосем другое дело, когда перед тобой стоит твой знакомый и вещает про нетолерантность и отсутствие свободы. Поневоле приходится удивляться его смелости, активной гражданской позиции и самоотверженности. Тем более что еще вчера он был яростным патриотом и бодро рассказывал о наших успехах в мировой политике. Как же тут не удивляться? Как же тут, стараясь сохранить серьезное выражение лица, не демонстрировать свою заинтересованность? Я на собственном опыте убедился, что такие молодые люди очень чувствительны и мнительны, а еще они бывают агрессивны. Весной — особенно. Может, гормоны шалят? На всякий случай с ними надо быть предельно вежливыми и держать ухо востро. Если они не дай боже заподозрят вас в неискренности или неуважении к их святым идеалам, то придется туго. Следующая демонстрация несогласных с режимом может быть уже под окнами вашего дома.
Поэтому я согласно киваю головой и, сочувственно поддакивая, интересуюсь: а что произошло… а почему? Неужто мы и вправду выгнали из страны практически всех иностранных носителей цивилизации? Нет, они сами ушли? Да, нехорошо получилось…
*Только не рассказывайте мне, что все западные производители внезапно прозрели и поняли, каким страшным людям они продавали свои товары. И что поэтому они дружно убежали прочь сломя голову. Бизнес никогда и ничего не делает под влиянием эмоций. Если и бывают исключения из правил, то они долго не живут и любые проекты с эмоциональным руководством помирают очень быстро. Остальные, выжившие в высококонкурентной борьбе за кошелек потребителя, способны продать каннибалу нож для разделки мяса и не испытывать при этом никаких угрызений совести.
Да, нехорошо получилось с этими носителями добра, света и программного обеспечения. Неприятно и очень некстати вышло, прямо скажем. Потому что пока отечественные импортозаместители занимаются привычным делом, выясняя, кто из них более достоин госконтракта, девочки из офиса ждать не будут. Им срочно нужно ПО с привычным интерфейсом и иконками. Так как мы люди взрослые, да еще и бизнесмены, то можно поплакать немного, если желаете — даже с надрывом и в полный голос, а потом все равно придется искать выход из ситуации.
Со своей стороны могу рассказать, как боролись с такой бедой лет пятнадцать назад. Вы уж послушайте откровения старого хрыч… эм, умудренного жизнью человека, а как вам быть и что делать — решайте сами.
Где-то к середине 2000-х внезапно обнаружилось, что такая полезная штуковина, как персональный компьютер, доступна практически всем. Каждый уважающий себя молодой человек был обладателем огромной жестяной коробки с кулерами, подключенной к ЭЛТ-монитору. Избранный круг счастливчиков даже мог похвастаться настоящим LCD-экраном с потрясающими углами обзора и скоростью отклика, подобающей только что вышедшему из спячки сурку. Однако большего мы себе позволить не могли. Все свободные средства уходили на покупку приличного «железа», а на заморские чудеса в виде софта или ОС лицензионной, денег уже не хватало. Наиболее талантливые и совестливые из нас брали в руки напильник и шли допиливать Gentoo, другие, не такие одаренные, предпочитали развлекаться с только-только народившейся Ubuntu. Та еще штучка была кстати. Чтобы заставить ее нормально работать, нужно было потратить немало времени и усилий.
Как мы добывали дистрибутивы, сказ отдельный… Некоторые хитрые и дальновидные люди заказывали оригинальные DVD с той же самой Ubuntu. Именно так. Можно было написать запрос, дать свой почтовый адрес и через месяц-другой в почтовом ящике найти лицензионный и оригинальный диск с операционкой. Но это был удел особо сообразительных, мне же больше нравился хардкор с покапельным выжиманием из сети дистрибутива. И все было бы хорошо, если бы однажды, после трех суток непрерывного скачивания браузер не повел себя как красна девица и не заявил: «С меня хватит! Я устал и хочу спать». Естественно, все данные были потеряны. В те древние времена браузеры не поддерживали дозагрузку.
Настоящим спасением для таких любителей хардкора оказался BitTorrent и создатель его Брем Коэн (Bram Cohen), да продлятся дни жизни его бесконечно! Ходят слухи, что рукой его, когда он писал код, водили высшие силы, избравшие его как наиболее достойного столь высокой миссии. Лично мне кажется, что это не совсем так. Если вспомнить, что для популяризации разработанного им протокола он собирал и распространял картинки для взрослых. Если посчитать количество пиратских раздач на популярных торрент-трекерах, думается, что работал он сам, даже не догадываясь, насколько изменит мир его изобретение.
Впрочем, если поразмыслить о пиратах, то, возможно, они тоже приложили свои ручки к этому проекту. Когда читаешь истории про сокровища и спрятанные клады, то в руки главного героя обязательно попадет только часть карты, а остальное будет потеряно, украдено или зашифровано. И надо будет очень постараться, чтобы найти недостающие данные. Кто, кроме сих благородных рыцарей длинной шпаги и кавалеров ордена деревянной ноги, мог додуматься поделить целостный кусок информации на сотню частей и раздать их совершенно незнакомым между собой людям? Дескать, раз уж вам так хочется посмотреть на снятую во тьме кинозала, трясущуюся «экранку» с дичайшим звуком, то пожалуйста. Вот слепите эти кусочки в единое целое и смотрите себе на здоровье.
В любом случае удобство и практичность протокола, применяемого в BitTorrent, не подлежит сомнению. Зачем издеваться над сервером и сетями, отправляя сотни или тысячи одинаковых копий файла? Гораздо проще один раз отправить его разбитым на части всем пользователям, а потом они сами обменяются недостающими кусочками между собой. Сам того не подозревая, Брем Коэн создал всемирный интернационал. Именно это словосочетание приходит на ум, если посмотреть статистику и ip-адреса в любом клиенте. Люди со всех континентов и стран, без споров и разногласий трудятся вместе над одной задачей. Независимо от того, кто они и откуда, невзирая на цвет кожи, религиозные убеждения и политические пристрастия, они заняты делом — качают информацию. Для них важно лишь одно — наличие у тебя одного из недостающих блоков единого целого и твоя готовность поделиться ей с другими.
Владелец файла заявляет о желании поделиться им со всеми желающими и уведомляет трекер об этом, создавая раздачу. Появившиеся ниоткуда личеры с упорством и проворностью муравьев начинают забирать себе случайные фрагменты. Как только они их получают, тут же становятся сидерами — теми, кто делится этими фрагментами с другими. То есть они дают людям то, что есть у них, и в ответ получают недостающее. Все очень просто.
И все же нет, не совсем просто. К сожалению, технология BitTorret имеет и свои недостатки.
Проблема номер один — личеры. Всегда найдется какая-либо особенная, альтернативно одаренная личность, что не остановится на достигнутом, а начнет свои собственные эксперименты, пытаясь получить чуть больше, чем другие. В наше время, когда оптоволокно протянуто практически во всех городах и скоростными безлимитными тарифами никого не удивишь, проблема экономии трафика не стоит так остро. Совсем другие условия были лет пятнадцать назад. Если москвичей в полном соответствии с классиками русской литературы в то время портил квартирный вопрос, то на периферии страны были свои насущные проблемы. Скоростной Интернет по технологии ADSL вкупе с урезанной тарифом суперскоростью в 512 кбит/с пробуждал в людях самые темные стороны души (конечно, если она у них была изначально). Многие слишком быстро осознали: если качать все что хочешь, совсем не остается трафика или времени для сидирования. Благодаря любителям скачать все, что нужно, и не делиться с другими, безобидное словечко, которым поначалу называли любого скачивающего, приобрело презрительный оттенок. Личерами стали называть тех, кто предпочитал отключать раздачу сразу же после скачивания.
Проблема номер два — отсутствие анонимности. В привычном нам торрент-клиенте достаточно немного присмотреться, чтобы увидеть кто, что и сколько у нас качает. Для правоохранительных органов любой страны это практически готовый список для работы по адресам. Когда человек ищет «Три поросенка» или «Способы селекции мушек-дрозофил у себя дома» в высоком разрешении, то вряд ли он заинтересует кого-либо. Если же вам необходимо что-либо эдакое, с переподвыподвертом, то можете запускать закачку незаконного контента, ставить чайник на плиту в ожидании незваных гостей и на всякий случай идти сушить сухари. Будьте спокойны, рано или поздно вас обязательно навестят добрые люди в погонах.
Очень редкая проблема в наши дни — недоступность всех частей файла. Нечасто, но бывает, что все скачавшие файл дружно ушли с раздачи, забросив ее насовсем. С современными каналами связи и безлимитными тарифами практически никто не пытается сэкономить и запретить раздачу скачанного. Вероятнее всего, нужно просто немного подождать.
…Я вижу в твоих глазах немой вопрос, мой юный бизнесмен. Ты, наверное, хочешь узнать, как мои замшелые воспоминания помогут тебе, лишенному всякой надежды, а вместе с ней и лицензий на буржуйский софт? Даже не знаю, что и сказать. Действительно, клонировать макбургеры и передавать их по протоколу P2P пока не научились. Придется тебе какое-то время посидеть на отечественных пельменях и бабушкиных пирожках, ничего не поделаешь.
Скажу даже больше, с высокой долей вероятности многие отечественные разработчики вскоре столкнутся с нехваткой «железа» для серверов и перегруженностью каналов связи. Возможно, они тоже будут печалиться. Но в отличие от нас они соображают быстрее и, вполне вероятно, захотят оптимизировать нагрузку на критически важные элементы. Возможно, одним из средств оптимизации ресурсов будет старый проверенный BitTorrent.
И это будет справедливо, не все же ему ломанные игры, пиратские фильмы и веселые картинки качать. Пусть послужит своей второй родине, которая приняла его как родного и любила его так, как никто, нигде и никогда больше не любил.